Добрый день, дорогие наши читатели!
Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечается день славянской письменности и культуры.
Впервые в России на государственном уровне этот день отметили в 1863 году, в связи с 1000-летием создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием. В том же году был принят указ о праздновании Дня памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю). Праздник был возрожден в 1986 году, а в 1991 году он получил статус государственного.
История праздника
Невероятно, но вся европейская наука и культура родилась в монастырских стенах: именно при монастырях открывались первые школы, обучали детей грамоте, собирали обширнейшие библиотеки. Именно для просвещения народов, для перевода Евангелия создавались многие письменности. Так произошло и со славянским языком.
Святые братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был воином и правил болгарским княжеством Византийской империи. Это дало ему возможность научиться славянскому языку.
Вскоре, однако, он решил оставить светский образ жизни и принял монашество в обители на горе Олимп. Константин с детства высказывал удивительные способности и получил превосходное образование вместе с малолетним императором Михаилом 3-им при царском дворе. Затем он принял монашество в одном из монастырей на горе Олимп в Малой Азии.
Его брат Константин, принявший в монашестве имя Кирилл, с малых лет отличался большими способностями и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки.
Вскоре император отправил обоих братьев к хазарам для евангельской проповеди. Как гласит предание, по пути они остановились в Корсуни, где Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться читать и говорить на этом языке.
Когда братья вернулись в Константинополь, император снова отправил их с просветительской миссией — на этот раз в Моравию. Моравского князя Ростислава притесняли немецкие епископы, и он просил императора прислать учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке.
Первым из славянских народов, обратившихся к христианству, были болгары. В Константинополе находилась в виде заложницы сестра болгарского князя Богориса (Бориса). Она приняла крещение с именем Феодоры и была воспитана в духе святой веры. Около 860-го года она возвратилась в Болгарию и стала склонять своего брата к принятию христианства. Борис крестился, приняв имя Михаил. Святые Кирилл и Мефодий были в этой стране и своей проповедью много способствовали утверждению в ней христианства. Из Болгарии христианская вера распространилась в соседнюю с ней Сербию.
Для выполнения новой миссии Константин и Мефодий составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык основные богослужебные книги (Евангелие, Апостол, Псалтирь). Это произошло в 863 году.
В Моравии братья были приняты с великой честью и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они подали жалобу в Рим.
Взяв с собой мощи святого Климента (Папы Римского), обнаруженные ими еще в Корсуни, Константин и Мефодий отправились в Рим.
Узнав о том, что братья несут с собой святые мощи, Папа Адриан встретил их с почетом и утвердил богослужение на славянском языке. Переведенные братьями книги он приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.
Святой Мефодий исполнил завещания брата: возвратившись в Моравию уже в сане архиепископа, он трудился здесь 15 лет. Из Моравии христианство еще при жизни святого Мефодия проникло в Богемию. Богемский князь Боривой принял от него святое крещение. Его примеру последовала его супруга Людмила (ставшая потом мученицей) и многие другие. В середине 10-го века польский князь Мечислав женился на богемской княжне Домбровке, после чего он и его подданные приняли христианскую веру.
Впоследствии эти славянские народы усилиями латинских проповедников и немецких императоров были отторгнуты от Греческой церкви под власть Римского папы, за исключением сербов и болгар. Но у всех славян, несмотря на истекшие столетия, и до сих пор жива память о великих равноапостольных просветителях и той православной вере, которую они старались насадить среди них. Священная память святых Кирилла и Мефодия служит соединяющим звеном для всех славянских народов.
Книги по истории письменности:
Для тех, кто хочет больше узнать про историю возникновения письменности нашем библиотечно-информационном центре им. Ю.А. Гагарина есть книги по этой теме.
«История письменности» — труд известного американского ученого И.Дж. Гельба посвящен развитию истории и эволюции письменности в ее многообразии и взаимосвязи с другими сферами человеческой деятельности. Автор описывает и сравнивает различные виды письменности и подробно прослеживает ее развитие от самых первых стадий рисуночного письма до создания полноценного алфавита. Последние главы посвящены будущему письменности и ее связи с речью, искусством и религией.
Гельб, Игнас Джей. История письменности : от рисуночного письма к полноценному алфавиту / Игнас Джей Гельб ; [пер. с англ. Т. М. Шуликовой]. — Москва : Центрполиграф, 2017. — 286, [1] с. :ил., факс. ; 20 см. Библиография в подстрочных примечаниях. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9524-5270-1 (в пер.).
«Загадки славянской письменности» — одна из книг серии «Тайны земли русской» представляет собой исследование истории славянской письменности. Как возникли кириллица и глаголица? Как еще писали славяне в Средние века? Что такое слоговое письмо? На эти и другие вопросы отвечает автор книги, предлагающий новый оригинальный взгляд на истоки и неразгаданные тайны славянской письменности.
Чудинов, Валерий Алексеевич. Загадки славянской письменности. — М.: Вече, 2002 — 528 с. (Тайны Земли Русской) ISBN 5-7838-1173-4
«Тайны древних манускриптов» В этой книге ученые пытаются разгадать тайны древних манускриптов, в которых рассказывается о давно ушедших временах и наших потомках, созданных в разное время.
Смирнов, Виктор Григорьевич (канд. ист.наук). Тайны древних манускриптов. Великие книги Великого Новгорода / Виктор Смирнов. — Москва : Вече, 2014. — 189,[2] с. : ил., цв. ил., портр., факс. ;25 см.ISBN 978-5-9533-6694-6 (в пер.).
И напоследок предлагаю Вашему вниманию, дорогие наши читатели видео — «Просвещение славян. Кирилл и Мефодий» — «Радость моя»
До свидания! До новых встреч!
Спасибо за внимание!
материал подготовила Хоменко Е.В.