Литературный портрет «Романтик от натурализма»

Натурализм – направление в литературе, которое подразумевает объективное, точное и беспристрастное отображение человеческого характера, сформированного под воздействием природы и среды обитания.

Обладая особым художественным языком и совокупностью эстетических и идейных принципов, натурализм является основным ненормативным стилем, характеризующим европейскую и американскую литературу XIX-XX веков.

Ключевой фигурой американского натурализма стал Теодор Драйзер. Сравнивая творчество Драйзера с эстетической концепцией Эмиля Золя, можно отметить, что американский прозаик отказывается от натуралистического тезиса о безусловной подчиненности характера среде.

Во всех его романах присутствует идея «местного колорита», или «веритизма». Его персонажи – яркие индивидуальности, стремящиеся к самовыражению, несмотря на все ограничения социального окружения.

Драйзер совместил в своем творчестве интерес к социальной проблематике, позитивизму и дарвинизму. Опираясь на произведения французских натуралистов, воплощая в произведениях идею проклятия плоти и природы, он не стал беспристрастным наблюдателем за жизнью героев, Он сочувствовал своим героям и перекладывал часть вины на равнодушное общество.

В основе всех его произведений лежит конкретный факт, и зачастую этот факт заимствован из его личной жизни. Драйзер неизменно сострадает героям своих романов; даже когда они совершают преступление, автор перекладывает вину на общество и на равнодушие к человеку космических сил природы.

Роман «Сестра Керри» имеет документальную основу: сестра писателя Эмма в поисках лучшей жизни стала содержанкой пожилого архитектора, а затем сбежала с богатым управляющим ресторана.

Сестра в произведении превратилась в Керри, пожилой архитектор — в молодого коммивояжера, а управляющий — в Герствуда. Но история Каролины Мибер — это не биография сестры Драйзера, это история тысячи людей, гонимых «американской мечтой» в Большой Город. В начале романа Керри вызывает симпатию и сочувствие: она мечтательна, неопытна и наивна, за душой у нее всего 4 доллара. Она — собирательный образ молодой американки среднего класса, увлекаемой американской мечтой..

В «Трилогии желания» («Финансист» (1912); «Титан» (1914); «Стоик» (1946) акценты расставляются иначе. Миром героев этих произведений тоже правят слепые силы, всеуравнивающий закон материи, или «случай», которые всегда уничтожают любые порывы человека самостоятельно решить свою судьбу. Но, в отличие от героев «Сестры Керри», Фрэнку Каупервуду незнакома раздвоенность (Драйзер сравнивает его с хищником, леопардом). Писатель превращает Каупервуда в некое подобие «сверхчеловека». Без его деятельности современный мир не может состояться.

Трилогия «Финансист», «Титан», «Стоик»

Последний значительный роман Драйзера «Американская трагедия» (1925) является его наиболее последовательным натуралистическим произведением.

Композиция «Американской трагедии» напоминает многочастный репортаж. От сцены к сцене усиливается ощущение приближающейся катастрофы – убийства беременной Роберты. Большое значение в романе придается и мотиву проклятия денег (мистическое восприятие Клайдом первых полученных им чаевых).

Преступление, совершенное Клайдом, трактуется писателем не только как следствие определенных социальных обстоятельств (стремление избавиться от Роберты, мешающей герою связать судьбу с девушкой «из общества» Сондрой). Личная ответственность Клайда сводится к абстракции. В тюрьме Клайда вынуждают признать, что он всегда стыдился своей индивидуальности под влиянием мечты о богатстве. В символическом смысле, трагедия Клайда – это убийство в себе личности. Даже в ожидании казни герой не в силах осознать, кто он в действительности.

Творчество Драйзера оказало самое разностороннее влияние на американский роман XX в. Именно он наметил контуры современного социального романа. Драйзеровскую традицию развили С. Льюис, Дж. Стейнбек, Дж. Фарелл.

Мероприятие подготовила Кононова П.А. — библиотекарь.

Связанные изображения:

Яндекс.Метрика