ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О МУЗЫКЕ И МУЗЫКАНТАХ
Добрый день, дорогие наши читатели!
1 октября весь мир отмечает Международный день музыки.
Музыка сопровождает нас повсюду! Мы слышим ее на улицах, в магазинах, в автобусах. Она поднимает нам настроение, помогает расслабиться или наоборот – взбодриться. Но что же мы знаем о музыке? Как она возникла? Как она менялась с течением времени? Об этом я и предлагаю поговорить на нашем сегодняшнем мероприятии.
Музыка времен античности
VII ВЕК ДО Н. Э. В Древней Греции появляется организованная мелодия
Считается, что первым начал распевать стихи поэт и музыкант из Спарты Терпандр. Он использовал повторяющиеся музыкальные фразы для запоминания и декламации стихов. Ему же приписывается усовершенствование первого профессионального музыкального инструмента — кифары. Он добавил к четырем струнам еще три, благодаря чему диапазон инструмента увеличился почти до октавы.
520-Е — 440-Е ГОДЫ ДО Н. Э. Мелодия приобретает характер
При Пиндаре, самом известном древнегреческом поэте, декламировавшем стихи с лирой, формировались основные жанры поэзии. Он создавал и систематизировал напевы, на которые распевались стихи и оды. Напевы разделились на несколько типов. Каждому соответствовал свой стихотворный метр и свой характер: спокойный и величавый у дорийских, более легкий и живой у эолийских, смиренный и спокойный у лидийских. Позже по типу распевов стали называться музыкальные лады (которые в свое время лягут в основу системы тональностей).
Музыка в период средневековья
≈ 590 ИЛИ 602 ГОД Унификация средневековых мелодий
Около трех веков папские певцы отбирали и обрабатывали огромное количество вариантов богослужебного пения, как возникших в Европе, так и пришедших из Византии, Леванта и Северной Африки. В результате была составлена книга песнопений — антифонарий папы Григория I Великого. Первые варианты антифонария не содержали нотных знаков, а только тексты: сами напевы передавались в устной форме.
≈ 1026–1030 ГОДЫ У нот появляются названия и место на нотном стане
Бенедиктинский монах Гвидо д’Ареццо, пишет трактат «Микролог», в котором окончательно формулирует новый способ чтения музыкального текста: ноты располагаются на четырех линейках и в промежутках между ними; вводятся «ключи» для обозначения высоты (аналогичные сегодняшним скрипичному, альтовому и басовому); для удобства запоминания нотам даются названия по первым слогам молитвы к Иоанну Крестителю:
- Do – Dominus — Господь
- Re –rerum — материя
- Mi – miraculum — чудо
- Fa – familias planetarium – семь планет солнечной системы
- Sol – Solis — Солнце
- La – Lactea via – Млечный путь
- Si – Siderae – Небеса.
Музыка эпохи возрождения
1501 г. Начало нотопечатания
Итальянец Оттавиано Петруччи публикует первый нотный сборник «Harmonice musices odhecaton» («Сто сладкогласных песен»), в котором напечатаны светские трех- и четырехголосные сочинения, среди прочих — авторства главных композиторов того времени: Окегема, Обрехта, Жоскена Депре и других.
1537 г. Открывается первая консерватория
При церкви Санта-Мария-ди-Лорето в Неаполе открывается детский приют, воспитанников которого обучают музыке, чтобы те имели впоследствии профессию. В следующие полвека в одном Неаполе откроется еще три таких заведения-консерватории. Консерватории станут главной кузницей для пополнения сначала церковных хоров, а затем оперных театров.
1581 г. Создан первый придворный балет
По заказу королевы Франции Екатерины Медичи итальянский композитор Бальдасар Бальтазарини да Бельджозо ставит при французском дворе «Комедийный балет королевы» («Ballet comique de la Reine») — масштабный спектакль, в котором соединены поэзия, пение и разговоры, но преобладают танцы. С этой постановки начался балет в его сегодняшнем понимании.
Музыка эпоха барокко
≈ 1600 г. Рождение оперы
К началу XVII века главным жанром музыкального драматического представления была мадригальная комедия, где сложное многоголосное устройство песен не давало расслышать текст. Содружество философов-гуманистов и музыкантов — Флорентийская камерата — искало способы возродить жанр античной трагедии. Они реформировали мадригальную комедию таким образом, что монологи стали ариями, диалоги — речитативами, а сами мадригалы — хорами.
≈ 1700 г. Изобретение фортепиано
Итальянец Бартоломео Кристофори одним из первых усовершенствовал клавесин, основной на тот момент клавишный инструмент. Главным образом изменения коснулись способа извлечения звука: в клавесине струну защипывало перышко, а новый инструмент использовал молоточек, который бил по струнам. Это давало музыкантам принципиально иные возможности: можно было играть громко или тихо в зависимости от характера прикосновения к клавишам.
Музыка эпохи классицизма
1752 г. Появление дирижера
Немецкий флейтист Иоганн Иоахим Кванц в своем трактате «Опыт наставления в игре на поперечной флейте» 1752 года впервые вводит фигуру музыкального руководителя, будущего дирижера. Коллективное исполнительство до этого момента было совсем не централизовано: как правило, группой музыкантов руководил клавесинист, размахивая свернутыми нотами или рукой, или сам композитор с баттутой — специальной палочкой, служившей для отбивания такта.
Музыка эпохи романтизма
1875 г. Первая мировая мода на русскую музыку
В 1875 году в Бостоне впервые исполняется Первый фортепианный концерт Чайковского. В Москве самый виртуозный пианист своего времени Николай Рубинштейн, увидев еще не дописанную партитуру, отказался его исполнять. Для России 1870-х годов эта музыка была слишком новаторской, публика ждала «национального, реалистического искусства». В результате первым его сыграл немец Ганс фон Бюлов.
Первый фортепианный концерт стал началом международного успеха Чайковского. И до сих пор это его сочинение остается, наверное, самым популярным во всем мире, и в особенности — в США.
Ну что, не устали? Тогда еще немного интересных фактом о музыке вы можете узнать, посмотрев небольшое видео.
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Материал подготовила Хоменко Е.В.