ЧАС ИНТЕРЕСНЫХ СООБЩЕНИЙ

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О МУЗЫКЕ И МУЗЫКАНТАХ

Добрый день, дорогие наши читатели!

1 октября весь мир отмечает Международный день музыки.

Музыка сопровождает нас повсюду! Мы слышим ее на улицах, в магазинах, в автобусах. Она поднимает нам настроение, помогает расслабиться или наоборот – взбодриться. Но что же мы знаем о музыке? Как она возникла? Как она менялась с течением времени? Об этом я и предлагаю поговорить на нашем сегодняшнем мероприятии.

Музыка времен античности

VII ВЕК ДО Н. Э. В Древней Греции появляется организованная мелодия

Считается, что первым начал распевать стихи поэт и музыкант из Спарты Терпандр. Он использовал повто­ряющиеся музыкаль­ные фразы для запоминания и деклама­ции стихов. Ему же приписывается усовершен­ствование первого про­фес­сионального музы­кального инструмента — кифа­ры. Он добавил к четырем струнам еще три, благодаря чему диапазон инстру­мента увели­чился почти до октавы.

520-Е — 440-Е ГОДЫ ДО Н. Э. Мелодия приобретает характер

При Пиндаре, самом известном древ­не­греческом поэте, декла­ми­ро­вавшем стихи с лирой, формировались основные жанры поэзии. Он создавал и систематизировал напевы, на которые распевались стихи и оды. Напевы разделились на несколько типов. Каждому соответствовал свой стихо­твор­ный метр и свой характер: спокойный и величавый у дорийских, более легкий и живой у эолийских, смиренный и спокойный у лидийских. Позже по типу распевов стали называться музыкальные лады (которые в свое время лягут в основу системы тональностей).

Музыка в период средневековья

≈ 590 ИЛИ 602 ГОД Унификация средневековых мелодий

Около трех веков папские певцы отбирали и обрабатывали огромное количество вариантов богослужебного пения, как возникших в Европе, так и пришедших из Византии, Леванта и Северной Африки. В результате была составлена книга песнопений — антифо­нарий папы Григория I Великого. Первые варианты анти­фонария не содержали нотных знаков, а только тексты: сами напевы передавались в устной форме.

≈ 1026–1030 ГОДЫ У нот появляются названия и место на нотном стане

Бенедиктинский монах Гвидо д’Ареццо, пишет трактат «Микро­лог», в котором окончательно формулирует новый способ чтения музыкального текста: ноты распола­гаются на четырех линейках и в промежутках между ними; вводятся «ключи» для обозначения высоты (аналогичные сегодняшним скри­пич­ному, альтовому и басовому); для удобства запоминания нотам даются названия по пер­вым слогам молитвы к Иоанну Крестителю:

  • Do – Dominus — Господь
  • Re –rerum — материя
  • Mi – miraculum — чудо
  • Fa – familias planetarium – семь планет солнечной системы
  • Sol – Solis — Солнце
  • La – Lactea via – Млечный путь
  • Si – Siderae – Небеса.

Музыка эпохи возрождения

1501 г. Начало нотопечатания

Итальянец Оттавиано Петруччи публикует первый нотный сборник «Harmonice musices odhecaton» («Сто сладкогласных песен»), в котором напечатаны светские трех- и четырех­голосные сочинения, среди прочих — авторства главных композиторов того времени: Окегема, Обрехта, Жоскена Депре и других.

1537 г. Открывается первая консерватория

При церкви Санта-Мария-ди-Лорето в Неаполе открывается детский приют, воспитанников которого обучают музыке, чтобы те имели впоследствии профессию. В следующие пол­века в одном Неаполе откроется еще три таких заведения-консерватории.  Консерватории станут главной кузницей для пополнения сначала церковных хоров, а затем оперных театров.

1581 г. Создан первый придворный балет

По заказу королевы Франции Екатерины Медичи итальян­ский композитор Бальдасар Бальтазарини да Бельджозо ставит при французском дворе «Коме­дийный балет коро­левы» («Ballet comique de la Reine») — масштабный спек­такль, в котором соединены поэзия, пение и разговоры, но преобладают танцы. С этой постановки начался балет в его сегодняшнем понимании.

Музыка эпоха барокко

≈ 1600 г. Рождение оперы

К началу XVII века главным жанром музыкального драма­тического представления была мадригальная комедия, где сложное многоголосное устройство песен не давало рас­слы­шать текст. Содружество философов-гуманистов и музыкан­тов — Флорентийская камерата — искало способы возродить жанр античной трагедии. Они реформи­ровали мадригальную комедию таким образом, что монологи стали ариями, диалоги — речитативами, а сами мадригалы — хорами.

≈ 1700 г. Изобретение фортепиано

Итальянец Бартоломео Кристофори одним из первых усовершенствовал клавесин, основной на тот момент клавишный инструмент. Главным образом изменения коснулись способа извлечения звука: в клавесине струну защипывало перышко, а новый инструмент использовал молоточек, который бил по струнам. Это давало музыкантам принципиально иные возможности: можно было играть громко или тихо в зависимости от характера прикосновения к клавишам.

Музыка эпохи классицизма

1752 г. Появление дирижера

Немецкий флейтист Иоганн Иоахим Кванц в своем трактате «Опыт наставления в игре на поперечной флейте» 1752 года впервые вводит фигуру музыкального руководителя, буду­щего дирижера. Коллективное исполнительство до этого момента было совсем не централизовано: как правило, группой музыкантов руководил клавесинист, размахивая свернутыми нотами или рукой, или сам композитор с батту­той — специальной палочкой, служившей для отбивания такта.

Музыка эпохи романтизма

1875 г. Первая мировая мода на русскую музыку

В 1875 году в Бостоне впервые исполняется Первый форте­пианный концерт Чайковского. В Москве самый виртуозный пианист своего времени Николай Рубинштейн, увидев еще не допи­санную партитуру, отказался его исполнять. Для  России 1870-х годов эта музыка была слишком новаторской, публика ждала «национального, реалистического искусства». В результате первым его сыграл немец Ганс фон Бюлов.

Первый фортепианный концерт стал началом международ­ного успеха Чайковского. И до сих пор это его сочинение остается, наверное, самым популярным во всем мире, и в осо­бен­ности — в США.

Ну что, не устали? Тогда еще немного интересных фактом о музыке вы можете узнать, посмотрев небольшое видео.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Материал подготовила Хоменко Е.В.

Связанные изображения:

Яндекс.Метрика