исторический очерк «Учитель-профессия вечная»

Добрый день, дорогие наши читатели!

Наше сегодняшнее мероприятие посвящено учителям — людям, которые делятся с нами не только своими знаниями, но и опытом.

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.
Адольф Дистервег (1790 — 1866)

5 октября более 100 государств отмечают Всемирный день учителя, установленный по решению ЮНЕСКО. С 1994 г. на этот день приходится и профессиональный праздник российских учителей. В нашей стране День учителя начали праздновать 55 лет назад – в 1965 г.

Профессию учителя иногда называют вечной. Еще в первобытном обществе старшие делились с младшими накопленным опытом. С возникновением первых государств в Египте и Междуречье появились первые школы, возникло учительство как профессия. На Древнем Востоке существовали школы, готовившие жрецов и государственных чиновников. Обучение, как правило, было платным, а специального педагогического образования от будущего учителя не требовалось.

В античном мире —  Древней Греции и Древнем Риме – сложилась трёхступенчатая система образования – от начального, включавшего в себя обучение письму, чтению, счёту, до высшего, направленного на подготовку к политической карьере. Именно из Древней Греции пришли к нам слова «школа» и «педагог». Правда, значение их было несколько иным…

Слово «школа» обозначало «досуг», так как обладать свободным временем и посвящать его наукам или физическим упражнениям мог только свободный человек, а педагогом называли раба, который присматривал за ребёнком и водил его в школу.

В Римской империи учителя стали государственными служащими – им выплачивался ежегодный гонорар, полагался ряд льгот и привилегий. Отношение к учительству в античном мире было неоднозначным: если в тех, кто обучал детей основам грамоты, видели лишь ремесленников, то многие преподаватели ораторского искусства, философии и права пользовались широкой известностью и почётом.

В Средние века в деле просвещения в Европе значительную роль играла Церковь. Школьного наставника воспринимали не только как транслятора знаний, но и как человека, способного направить ученика на путь добродетели. К личности учителя предъявлялись высокие требования. Например, живший в XIII в. учёный-монах Винсент из Бове писал, что хороший учитель должен иметь «талантливый ум, честную жизнь, смиренные знания, естественное красноречие, опыт преподавания».

Средневековье – время возникновения первых школ на Руси. После принятия христианства в качестве государственной религии князь Владимир повелел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Со временем образование всё шире распространялось среди русских людей. В Древней Руси к труду учителей, или, как их тогда называли, мастеров грамоты, относились с уважением. «Почитай учителя как родителя», – гласит русская пословица.

Как и в эпоху Древнего мира, обучение в средневековых школах было платным, а в качестве мер воспитательного воздействия применялись телесные наказания. Неотъемлемая часть многих средневековых автобиографий – воспоминания о пережитых в годы учения побоях и унижениях. Но не стоит думать, что все средневековые учителя были людьми, незнакомыми с состраданием. Именно в Средние века и в эпоху Возрождения накапливаются значительные знания по возрастной психологии, закладываются основы гуманной педагогики. Лучшие учителя основывали обучение не на принуждении, а на стремлении заинтересовать детей изучаемыми предметами с учётом индивидуальных особенностей учеников.

В XVII–XIX вв. к образованию получали доступ всё более широкие слои общества, европейская школа приобрела облик, близкий к современному, а профессия учителя стала массовой. Тогда же определились государственные требования к профессиональной подготовке учителей.

В истории российского образования поворотным стал XVIII в. В результате ряда государственных реформ, начатых Петром I и продолженных его преемниками, к середине XIX в. сложилась система светской школы, включавшая все три ступени – начальную, среднюю, высшую. Для подготовки отечественных педагогических кадров в 1779 г. при Московском университете была открыта учительская семинария, в 1783 г. открылась учительская семинария при Петербургском народном училище, позже при университетах появились педагогические институты, выпускники которых получали право преподавать в гимназиях. Во второй половине XIX в. в системе образования, прежде всего в начальной школе, стало работать много женщин – так возникла тенденция, приведшая в наши дни к преобладанию представительниц прекрасного пола в педагогических коллективах.

В результате реформы 1864 г. в России появились народные училища, где бесплатно обучались мальчики и девочки из низших сословий. Именно там многие из них встречали настоящих учителей-подвижников, а полученное образование служило не просто «социальным лифтом», а ступенькой к вершинам духа. Выдающийся социолог Питирим Сорокин, происходивший из бедной семьи, с благодарностью вспоминал созданную учителями сельской школы атмосферу, которая «стимулировала развитие интеллекта, рождала ощущение счастья и была философски идеалистической». Правда, не стоит забывать, что профессия учителя отнюдь не являлась высокооплачиваемой. Для того чтобы содержать семью, даже московский гимназический учитель должен был преподавать в нескольких местах, а материальное положение многих сельских учителей оставляло желать лучшего.

Революция 1917 г. открыла новую страницу в истории отечественного образования. Путём проб и ошибок в СССР была создана система обучения, которая охватывала все слои общества и обеспечивала практически стопроцентный уровень грамотности населения. Советская школа сыграла важнейшую роль в обеспечении индустриализации нашей страны, внесла неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной войне и научно-технический прогресс в послевоенный период. Несмотря на значительную идеологизацию образования, в школе находилось место живому общению и воспитанию подлинной человечности. Не жалея времени и сил, учителя передавали новым поколениям советских граждан не только необходимые знания, но и нравственные ценности – трудолюбие, взаимовыручку, умение сопереживать, ценить прекрасное. Что заставляло молодую учительницу математики – бабушку автора этих строк – в первые послевоенные годы заниматься со своими учениками хоровым пением, а потом ходить с концертами по окрестным сёлам – пешком, в холод и слякоть? А ведь таких учителей было множество. Наверное, каждый житель огромной страны, раскинувшейся от Калининграда до Владивостока, с благодарностью вспомнит того Учителя, который сумел коснуться его души, пробудить скрытые порой от самого себя таланты.

Роль учителя в современном мире является предметом дискуссий. Кто он – «навигатор в мире информации», «эффективный менеджер» или человек, осуществляющий ответственную миссию по сохранению национальной идентичности, обеспечивающий преемственность поколений? Несомненно, темп изменений в школьной жизни продолжает ускоряться – привычными стали ОГЭ и ЕГЭ, никого уже не удивляет применение в образовании компьютеров и мультимедиа, а дистанционное обучение, введённое в российских школах весной 2020 г. под давлением непростых обстоятельств, становится всё более востребованным. Однако практика показывает, что педагога нельзя заменить никакими новейшими техническими средствами обучения, ибо никому пока не под силу искусственно воспроизвести творческое общение между учителем и учеником. Поэтому профессия учителя останется востребованной и в будущем.

В этот день, дорогие наши Учителя, мы желает Вам всем доброго здоровья, оптимизма, мира и благополучия и побольше благодарных и любознательных учеников!!!

Материал подготовила Хоменко Е.В.

Связанные изображения:

Яндекс.Метрика