Вечер-портрет «Мифический и магический мир Пабло Пикассо»

Полотна никогда не бывают закончены. Обычно они останавливаются в определенный момент, потому что приходит нечто, что прерывает работу.

Пабло Пикассо

Мы рады приветствовать всех посетителей блога библиотечно-информационного центра имени Ю.А.Гагарина на  Вечере-портрете «Мифический и магический мир Пабло Пикассо», посвященному 140-летию со дня рождения великого художника.

Пабло Пикассо – известный художник, график, скульптор. Его знают и как керамиста, театрального художника и дизайнера.

Пабло Пикассо занимает свое достойное место среди самых прославленных художников прошлого столетия. Его манера – уникальная и разноплановая, спутать ее нельзя ни с чьей другой. Именно Пикассо идейный вдохновитель и создатель кубизма. После него осталось колоссальное наследие в виде рисунков, керамики и скульптур. Любой музей мира считает за честь иметь в своей коллекции произведения великого мастера. Его картины самые дорогие.

Родина прославленного художника – испанская Андалузия. Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в небольшой деревушке Малага в семье Хосе Руиса Бласко и Марии Пикассо Лопес.

Мальчик, пришедший в мир под чудным сиянием, получил имя Пабло Руис-и-Пикассо. По испанской традиции он носил фамилию отца — Руис и матери — Пикассо. В торжественный день крещения в церкви Сантьяго он получил имена

  • Пабло,
  • Диего,
  • Хосе,
  • Франсиско де Паула,
  • Хуан Непомусено,
  • Мария де лос Ремедиос
  • и Сиприано де ла Сантисима Тринидад.

Таков обычай в Малаге — давать как можно больше имен.

«Пикадор» — первая из известных картин Пикассо, нарисованная им в возрасте восьми лет масляными красками на доске. Он не расставался с ней на протяжении всей жизни, хотя она и была слегка испорчена.

«Голубой» период

Под всеми картинами молодого художника стояла подпись – Пикассо. Он использовал девичью фамилию матери в качестве псевдонима. В 1901-м Пабло впервые в жизни потерял близкого человека. Его товарищ Карлес покончил с собой из-за неразделенной любви. Это событие так потрясло ранимую душу художника, что наложило своеобразный отпечаток на его творчество. Пабло пишет картины, которые впоследствии искусствоведы назовут первым «Голубым периодом».

Картина «Жизнь» (слева) и «Автопортрет» (справа)


Картины «голубого» периода — в числе самых известных и любимых в творчестве Пикассо. Разумеется, потому, что изображенные на них персонажи еще довольно реалистичны. А сюжеты полотен отражают знакомые всем чувства.

«Розовый» период

«Розовый» период пришелся на 1904 — 1906 годы. Он получил это название из‑за охристого и бледно-розового цветов, доминировавших в полотнах художника, и хрупкости, характерной для его персонажей. Чаще всего это акробаты и бродячие актеры, беззащитные обитатели обочины жизни, каждый жест которых говорит о грации и смирении.

Портрет Гертруды Стайн


В это же время был написан «Портрет Гертруды Стайн». Гертруда Стайн позировала на протяжении длительного времени. Весной 1906‑го Пикассо смыл лицо, потому что был им недоволен. Осенью, вернувшись из Го́соля, он вновь взялся за него, придав ему вид маски. Гладкий, выпуклый лоб, обезличенные, правильные и схематичные черты. «Это единственный мой портрет, который всегда остается мною», — сказала модель.

«Девочка на шаре»

Рядом с Монмартрским холмом располагался в те годы цирк Медрано, и художник использовал его артистов в качестве натуры. На протяжении двух лет Пикассо создал целую серию полотен – «Сидящая обнаженная», «Актер», «Акробаты. Мать и сын», «Женщина в рубашке», «Семейство комедиантов». В 1905-м художник написал одну из самых популярных своих работ – картину «Девочка на шаре». Спустя восемь лет  она перешла в собственность российского мецената И.Морозова. Благодаря ему полотно попало в Россию, в 1948-м оказалось в экспозиции музея им.А.Пушкина, где пребывает до настоящего времени.

Постепенно Пабло перестал писать натуру в ее обычном виде, он начал пользоваться модернистскими мотивами, в которых основной упор делал на геометрические формы. С их помощью и составлял структуру объекта, который вырисовывался на полотне. Именно в таком жанре он написал портрет Гертруды Стайн, которая была его большой поклонницей, а заодно и меценаткой.

«Авиньонские девицы»

В конце лета 1907 года Пикассо завершил огромное полотно, начатое несколькими месяцами ранее. Почти шесть квадратных метров, сотни подготовительных рисунков и этюдов. Пабло заперся в мастерской, чтобы писать картину. И в один прекрасный день открыл двери перед близкими друзьями. Изумление, шок, потрясение… Нет таких слов, чтобы передать их реакцию.


Для многих историков искусства «Авиньонские девицы» послужили символом начала современного искусства

А ведь они привыкли к живописи Пабло и всегда первыми отстаивали ее. Но даже для них это было чересчур: они категорически осудили увиденное.

Женщины и картины

Для каждой женщины в своей жизни Пикассо изобретал особую стилистику. Формы Марии-Терезы переданы округлыми, гармоничными линиями, арабесками. Дора Маар часто представлена яркими цветами, заостренными формами: длинные красные ногти, волевой подбородок, искрящиеся энергией глаза.

«Портрет Марии-Терезы» (слева) и «Портрет Доры Маар» (справа)


На «Портрете Жаклин со скрещенными руками» Жаклин Рок со своим прекрасным греческим профилем — для Пикассо воплощение средиземноморской женщины. На работе «Женщина-цветок» густая шевелюра Франсуазы Жило разметалась, словно лепестки. Ее тонкая талия еще ужата, словно стебель, несущий круглые, как бутоны, груди.

«Портрет Жаклин со скрещенными руками» (слева) и «Женщина-цветок» (справа)

Внезапный уход

1973 год. Пикассо 92 года. Но в нем по‑прежнему сильно́ желание вызвать эмоции, пролить свет на темные области, используя собственный свет: цвет, форму, образ, символ.

Его вера в свою способность творить, в умение придать точную, лучшую форму тому, что должно быть выражено, непоколебима. Из-за необыкновенной жизненной мощи его смерть застает всех врасплох.

Пикассо умер 8 апреля 1973 года, и весь мир потрясла эта новость. Кажется, люди уже поверили, что в нем живет какой‑то свет, который никогда не угаснет…

Ждем вас в библиотечно-информационном центре имени Ю.А. Гагарина.

Мероприятие подготовила и провела — главный библиотекарь Гурьева Е.А.

Связанные изображения:

Яндекс.Метрика