В рамках ХХVI Димитриевских образовательных чтений 2021 : Литературно-историческая панорама «Юности честное зерцало». К 350-летию со дня рождения Петра I

Духовно-нравственное воспитание человека – особо
значимая и актуальная задача, решение которой способствует формированию
целостной личности, ее духовного стержня.

Сильная, противоречивая личность Петра Великого и его деятельность всегда привлекала внимание и серьезных историков, и публицистов, и обывателей. Грандиозные преобразования, охватившие все сферы человеческой жизни, проводились Петром в течение всего периода правления. За это время было принято около 2900 законодательных актов, которые должны были по-новому обустроить жизнь страны. Однако, чем глобальнее личность и свершаемые ею деяния, тем больше споров возникает вокруг нее. Оценка деятельности Петра изначально была противоречивой. В современной исторической науке существуют следующие точки зрения на этот счет:

Ряд историков,  например,  В.О. Ключевский, указывал, что петровские реформы являлись лишь естественным продолжением изменений, протекавших в ходе XVII века. Другие историки   напротив, подчёркивали революционный характер преобразований Петра.

Давайте познакомимся с вехами жизни и деятельности Петра, посмотрев презентацию «Эпоха Петра Великого»

В XVIII в. в России начался процесс  преобразования социально-экономической и политической системы, направленный на преодоление и замену традиционных ценностей, которые стали рассматриваться как препятствие развитию страны, — новыми, на то время, считающимися прогрессивными. С преобразованиями и модернизацией России неразрывно связан процесс секуляризации. Какое место этот процесс занимал в системе мер по созданию современного государства и общества, насколько он был полезен и неизбежен? Какую роль религия могла играть в культуре, образовании, государственности модернизирующегося общества?

 Эти вопросы приобретают все большее значение на фоне попыток возрождения роли религии в общественной и политической жизни современной России, а также стремления некоторых представителей власти позиционировать свою деятельность как преемственную по отношению к петровским реформам.

В России процесс секуляризации начинается в XVIII в. в период правления Петра Великого и неотделим от модернизации общества. Что же такое  «секуляризация»?

 Секуляризационные тенденции наиболее ярко проявились в сфере образования, культуры, политики.

Преобразование Петра в образовании и просвещении:

Вся реформаторская  деятельность Петра Великого была направлена  на то, чтобы открыть для Российского государства возможность глубокого и всестороннего просвещения соответствующего нуждам государства, развитию экономики, преобразованиям в армии, созданию  государственного аппарата.

До Петра I просвещение в России было проникнуто религиозной средневековой идеологией и находилось в руках церкви. Преобразования же Петра  I требовали других подходов, других специалистов в различных отраслях науки и техники. Старая школа дать таких специалистов не могла. Поэтому при Петре Великом отношение к просвещению стало меняться и становиться заботой государства

Политика царя, направленная на быстрое военное, политическое и экономическое усиление России, предполагала усвоение научно-технических идей, накопленных к этому времени в Европе и по этой причине потребность в квалифицированных специалистах многократно возросла.

Большим достижением Петра I стало то, что он заставил дворян учиться. Царь отправил за границу молодых дворян для обучения разным наукам, главным образом, «навигацким» (морским), механике, артиллерийскому делу, иностранным языкам. Он выписал из-за границы учителей. Но эти меры не решали проблемы ускоренного перехода к новому типу образования. Тогда Петр I начал создавать в России сеть школ.

В начале XVIII века Петр I провел реформу школьного образования, в основу которой был положен принцип насаждения в России европейского просвещения. Много сил было потрачено для организации школ, обучающих людей для армии и флота, горного дела и строительства.

Уже в 1701 г. в Москве в Сухаревой башне была открыта первая в России Школа математических и навигацких наук под руководством профессора шотландского Абердинского университета Форварсона

Вид на Сухареву башню.

В период с 1700 г. по 1721 г.г. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.

Первоначально эти школы были бессословными, и в них могли обучаться как дети дворян, так и разночинцев. Но вскоре детей разночинцев перестали в них принимать, и школы превратились в привилегированные учебные заведения для дворян. Обучение для дворянства и духовенства при Петре I стало обязательным. Государев указ от 20 января 1714 г. запрещал жениться дворянам, не окончившим  какую-либо школу. Священник, не окончивший епархиального училища, не получал прихода.

В 1705 г. пленный саксонец Глюк открыл общеобразовательную гимназию, в которой изучались география, латинская риторика, ораторское искусство, философия, иностранные языки, этика, политика, театральное искусство и верховая езда. В 1707 г. при московском военном госпитале была открыта Медицинская академия. При Посольском приказе была создана школа для подготовки переводчиков.

В 1711 г. в Москве была создана Инженерная школа в 1715 г. она под названием Морская академия была перенесена в Петербург. В нее принимали детей от 12 до 17, затем и до 20 лет. Из нее вышли сотни инженеров, мореходов, гидрографов, топографов, бомбардиров и т.д.

При всей своей классовой ограниченности реформы оказали большое влияние на развитие просвещения и школы. В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта Академия наук. Еще при его жизни в 1724 году, был опубликован Устав Академии, приглашены из Западной Европы крупные ученые, заказано оборудование, проведены другие мероприятия по организации Академии. При Академии были открыты университет и гимназия, в которых иностранные ученые должны были готовить русских ученых и специалистов

В Академии наук не было представлено богословие, и вся ее работа носила светский характер. В ее стенах совместно трудились крупнейшие иностранные ученые (Эйлер, братья Бернулли, Гмелин, Паллас и др.) и русские люди, получившие теперь возможность проявить себя в области научного исследования. Это были главным образом выходцы из демократических слоев населения. Первое место среди них по праву принадлежит М. В. Ломоносову.

Помимо Москвы и Петербурга, учебные заведения, по типу приближавшиеся к начальной общеобразовательной школе, создавались и в провинции: епархиальные (для детей священников), цифирные (для разночинцев), гарнизонные и адмиралтейские (для солдат и матросов). При наиболее крупных мануфактурах в Карелии и на Урале создавались горные школы, где готовили квалифицированных мастеров для металлургической промышленности.

. Для детей крестьян, особенно крепостных, существовал строгий запрет на обучение в государственных школах. Но в городах, селах сохранялись старые формы учебы ― так называемые школы грамоты, в которых постигали начала образования дети простолюдинов. В дворянских семьях начало распространяться домашнее обучение. В школах учителями обычно работали иностранцы, приглашенные на службу Петром I, выпускники самих школ.

Экзамен Петра I

Встал вопрос о необходимости  издания большого количества книг на светскую тему, что в свою очередь  потребовало реформирование  алфавита. Рисунки нового алфавита были выполнены в 1707―1708 гг. чертежником и рисовальщиком Куленбахом по эскизам самого Петра. В 1710 г. Петром I новая азбука была утверждена. Сократилось количество букв с 43 до 32 (потом под давлением церкви некоторые буквы были восстановлены). Изменилось и стало более красивым написание букв, для обозначения чисел были введены арабские цифры (вместо неудобной системы обозначения буквами церковного алфавита). Отныне светские книги печатались новым шрифтом

        Во второй половине XVIII в. также основное внимание уделялось образованию дворянских детей в закрытых учебных заведениях. В 1731 г. для шляхетских (дворянских) детей было открыто учебное заведение закрытого типа Сухопутный Шляхетский кадетский корпус. В переводе с французского слово «сadete» означает младший, несовершеннолетний. Так назывались во Франции молодые дворяне, зачисленные на военную службу до производства в офицеры. Рассчитанный вначале на 200 воспитанников, корпус уже в первый год принял до 360 человек.

Первый кадетский корпус.

В Кадетский корпус принимались только грамотные дети дворян в возрасте от 13 до 18 лет. Учебная программа была рассчитана на 5―6 лет и включала изучение Закона Божия

          Реформа оказала большое влияние и на церковную жизнь в России, были созданы начальные архирейские школы и духовные семинарии, имевшие довольно широкую общеобразовательную программу, были сделаны серьезные шаги по развитию церковного образования, миссионерства.

Чтобы содействовать делу духовного образования, Петр I издал указ, по которому дети духовенства, не обучавшиеся в школах, не допускались к церковным должностям. Без аттестатов «поповичей» запрещено было принимать и в «чины гражданской службы», кроме «солдатского чина». 

В то же время реформа стала началом Синодального периода, последствия и итоги которого в целом сложно оценить как  положительно, так и отрицательно.  Результатом петровских реформ в этой сфере стало увеличение духовных школ; к 1725 году в России было около 50 епархиальных школ. В них обучались иногда и дети податного населения.

Таким образом, титаническая работа государя, его упорство и требовательность самым решительным образом изменили патриархальные уклады жизни России.

      Его деятельность в области просвещения явилась частью преобразований, которые  он изложил в своей работе «Юности честное зерцало». «Юности честное зерцало» (полное название — «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов») — русский литературно-педагогический памятник начала XVIII века, подготовленный по указанию Петра I

          Фактически, это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость, целомудрие. Сочинение регламентировало практически все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Книга призвана была формировать стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости и придерживающегося европейских светских манер. Примером этого может служить изложенное о сквернословии.

«Юности честное зерцало» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717 году книга была выпущена ещё дважды. А в 1719 году книга вышла уже четвёртым изданием, и неоднократно переиздавалась вновь вплоть до конца XIX века.

Разве не удивительно, насколько человек овладел миром, как он отважился на прыжок в космос и, еще ранее, на спуск в глубины своей собственной души? Разве не удивительно, что тем самым он взял в свои руки многое, и даже почти все то, за что раньше отвечали Бог, сверхчеловеческие и сверхмировые силы и духи, и действительно стал взрослым?

Ведь именно это имеют в виду, когда говорят о «секулярном», мирском мире. Раньше под «секуляризацией» подразумевалась прежде всего лишь юридически–политическая передача церковного имущества в мирское пользование отдельных людей и государств. Однако сегодня, очевидно,  не только часть церковного  имущества,  но почти все важные области человеческой жизни — наука,  экономика, политика,  право, государство, культура, воспитание,  медицина, социальное благополучие  —  вышли из сферы влияния церквей,  богословия,  религии и подлежат прямой ответственности и распоряжению,  ставшего «секулярным»  человека.

Можем ли мы сегодня утверждать, что являемся носителями отмечен-
ных добродетелей? Занимаются ли светские воспитательные институты фор-
мированием подобных качеств у своих воспитанников? По-видимому, ответ очевиден.

Может быть, сегодня актуальна такая проблема, как «Юности кри-
вое зерцало». Наши наблюдения показывают, что сегодня мы в процессе как
семейного, так и общественного воспитания формируем ценности, которые
нередко противоположны вышеотмеченным. В поведении немалой части об-
щества проявляются такие качества, как гордыня, невоздержание, эмоцио-
нальная неуравновешенность, агрессивность, зависть, сребролюбие, корыстолюбие, расточительность, невнимательность к людям, к старшим поколениям, к родителям и т.д.

Тема, которую мы рассмотрели сегодня, непростая, но актуальная. Мы хотим познакомить вас с книгами из фонда БИЦ имени Ю. А. Гагарина, которые откроют для вас дверь в петровскую эпоху.

Спасибо за внимание. До новых встреч!

Материал подготовили сотрудники детского отдела БИЦ имени Ю. А. Гагарина.

Размещение на блоге — зав. сектором Назарян И. С., вед. библ. Скоробогатова Т. П.

Связанные изображения:

Яндекс.Метрика