Исторический экскурс «Как у нас на Рождество»

Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашем онлайн-мероприятии Исторический экскурс  «Как у нас на Рождество».

Сегодня мы поговорим об истории празднования всеми любимого праздника Рождество Христово.

В эти святочные рождественские дни христиане вспоминают событие, случившееся в Вифлееме более двух тысяч лет назад. Что изменило это событие в мире и в людях, почему и зачем Бог даровал нам Самого Себя и как нам правильно принять этот высший дар?

История праздника

Независимо от того, когда Рождество отмечается, это поворотный момент в истории человечества: современное летоисчисление ведется именно от этого события. Для христиан это еще и начало истории спасения человечества, которое стало возможным благодаря пришествию Сына Божьего в мир.

Впервые как праздник Рождество стали отмечать во II веке в Египте. Но тогда он включал три евангельские Богоявления, и они рассматривались в единстве:

  1. Само рождение Христа.
  2. Поклонение ему волхвов.
  3. Крещение.

При императоре Константине (начало IV века) христианство стало господствующей религией в Римской империи. Тогда же Рождество было отделено от Крещения, появилось два больших церковных праздника.

На Руси празднование Рождества началось с момента принятия христианства в конце Х века, отмечалось вплоть до советских времен. В СССР в конце 1920-х годов празднование на государственном уровне отменили, а новогодние праздники позаимствовали рождественские обычаи. Но с 1991 года на постсоветском пространстве вновь 7 января — праздник Рождества, официальный календарный выходной.

День рождения – грустный праздник?

По сравнению с другими великими событиями из жизни Христа, Его День Рождения христиане стали отмечать очень поздно. Например, достоверно известно, что Воскресение Спасителя праздновали уже сами апостолы. Первые христиане праздновали также Вознесение Господне, Крещение, День сошествия Святого Духа на апостолов. Однако упоминание о Рождестве Христовом впервые встречается лишь в III веке. Чем же объяснить эту «забывчивость»? Как можно не помнить, не отмечать такую дату?

Сейчас такое поведение первых христиан кажется действительно странным, ведь почти для любого человека день рождения – это главный праздник в году. Что же говорить о Дне Рождения Богочеловека, Спасителя мира? Почему дата Его рождения оказалась в «забвении»? Почему евангелисты Матфей и Лука, которые рассказывают о Рождестве, не называют эту дату, хотя, например, в Евангелии от Луки есть много других точных датировок? Была ли логика в этом «умалчивании»? И если да, то какая?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо, во-первых, посмотреть на историко-культурную среду, в которой родился и жил Иисус. А во-вторых, на те условия, в которых проходила проповедь христианства после Его Воскресения – в I – II вв.

У иудеев и язычников было разное отношение ко дню рождения. И если язычники обязательно устраивали широкое и веселое празднование в честь появления на свет нового человека, то евреи попросту не отмечали этот день. Например, в Библии только три раза встречается упоминание о праздновании дня рождения. Сперва – египетский фараон, затем – жестокий гонитель иудеев, правитель Сирии – Антиох, и, наконец, – Ирод Антипа (сын царя Ирода Великого). Последнее «гуляние», кстати, окончилось казнью Иоанна Крестителя (Евангелие от Марка, глава 6, стихи 17-29).

Неужели иудеи настолько равнодушно относились к своим детям, что даже не замечали их рождения? Напротив. Парадокс в том, что из всех древних народов израильтяне наиболее трепетно относились к деторождению. Главный нерв и смысл Ветхого Завета – это ожидание обещанного Богом Мессии-Спасителя. Обещание того, что Он придет, было дано первым людям сразу же после их грехопадения. И потом на страницах Священного Писания много раз подтверждается, что Мессия родится в среде иудейского народа. То есть любая израильтянка рассматривалась как потенциальная мать Мессии. Все девушки в 14 лет обязательно выходили замуж. Несчастной считалась та женщина, которая не могла иметь детей. Если в семье рождался малыш, то славилось не само событие рождения. В ребенке прославлялся израильский Бог именно такой смысл имеют все религиозные обряды, которые совершались над новорожденным в первые сорок дней его жизни.

Казалось бы, одно другому не мешает. Почему нельзя одновременно и праздновать день рождения, и прославлять Бога? Дело в том, что в религиозное сознание израильтян Библией была «вложена» мысль о врожденной греховности человека. Если люди уже рождаются с чем-то, что заставляет их в дальнейшем страдать и грешить, то зачем же отмечать день, который положил начало всех скорбей и страданий?

Евангелисты были иудеями, с молоком матери впитавшими культурные и религиозные традиции Израиля. Этим и объясняется отсутствие в Священном Писании точной даты рождения Христа. Первоначальным ареалом распространения христианства вне Палестины были также иудеи, которых называют иудеями диаспоры, или рассеяния. Поэтому неудивительно, что Рождество отсутствовало в перечне христианских праздников первых двух веков.

Конечно, это не единственная причина, по которой первые христиане не знали такого праздника. Как это было и со многими другими событиями, их волновала не хронология, а сам факт Рождения Спасителя. А если Он родился, значит, был распят, умер и воскрес. И проповедь апостолов – это прежде всего проповедь не о Рождестве (это было очевидно для всех христиан), а о Воскресении. «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… и если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1-е Послание к Коринфянам, глава 15, стихи 14, 19). Такую лаконичную и жесткую характеристику апостол Павел дал христианству, из которого вымарано Воскресение Христа.

Таким образом, для христиан первых двух веков достаточно было просто факта Рождения Христа. Специального праздника, посвященного этому событию, не было, и основой церковной жизни являлось переживание Воскресения Спасителя. Но вот уже в начале III века христианский писатель Климент Александрийский говорит о том, что он знает людей, которые с тщательностью стараются определить не только год, но и день Рождения Иисуса.

Переживание праздника

Что же произошло? Как ни странно, но у истоков празднования Рождества лежали внешние и совсем не романтичные обстоятельства. Во II веке в церковной среде стали распространяться лжеучения, которые получили название гностических (от греч. «гносис» – знание). Это была попытка совместить христианство, язычество и греческую философию. Составлялись самые фантастические религиозные системы, заимствованные из мифологии, египетских и восточных верований. Гностики – бывшие язычники – считали, что они не обязаны с принятием христианства оставлять свои прежние теории. Напротив, они хотели с их помощью истолковать христианство «в высоком и совершенном смысле». Отсюда утверждение, что они обладают истинным знанием (гносис), в отличие от якобы ложно перетолкованного христианами учения Иисуса.

Все эти системы очень трудно классифицировать. Объединяло их одно – мифологизация образа Иисуса Христа, отрицание того, что Бог реально стал человеком. То есть отрицалась принципиальная идея христианства – уникальность личности Иисуса Христа как единственного пути спасения. Гностицизм явился серьезной опасностью для Церкви. В полемике с ним был установлен праздник, который получил название Явление (греч. – Епифания). Этот праздник был двуединым. Отмечалось и рождение Христа, и Его Крещение. Как писал один из отцов Церкви Иероним Стридонский, «в рождении Своем Сын Божий явился миру сокровенно, а в Крещении совершенно». Действительно, только после Крещения в возрасте тридцати лет Христос начинает Свое общественное служение. Праздник Богоявления отмечался 6 января (по юлианскому календарю).

Смысл праздника Рождества

Что такое Рождество? Это значимый для христиан день, благодаря которому появилась надежда на спасение, на искупление грехов. Это торжество связано с приходом в мир Иисуса Христа.

При императоре Августе в Иудее проводили перепись населения. Оба родителя Иисуса происходили из рода библейского царя Давида и должны были записаться в его городе, в Вифлееме. Туда они и отправились из Назарета. Путники нашли приют в пещере, в которой содержали домашних животных. Здесь и родился младенец Иисус.

Христиане славят рождение Бога Пресвятой Девой Марией. Боговоплощение — это тайна, непостижимая для ума человека, но и не какое-то отвлеченное понятие, не имеющее связи с миром людей. Наоборот, тайна рождения близка человечеству:

  1. Люди осознают, что Спаситель принял плоть человеческую, пришел в мир, чтобы познать его, пройти земной путь, принять страдания и смерть.
  2. Цель его жизни и смерти — спасти души людей.

Рождество Христово означает единство божественной и человеческой природы, а также то, что отныне человек не одинок в этом мире. Праздник имеет и еще один смысл для современных людей — символизирует рождение Христа в каждом сердце.

Символы рождественского праздника

Праздник веками сопровождается особой символикой, присущей только ему.

К ней относится:

  1. Вифлеемская звезда, которая, как повествует Евангелие, появилась в момент рождения Христа. Она же указала путь волхвам (мудрецам и звездочетам), которые ждали рождение Мессии — Спасителя, хотели поклониться и принести ему дары.
  2. Елка, ветвями которой закрыли вход в пещеру родители Иисуса, чтобы укрыться от воинов иудейского царя Ирода. Вечнозеленое дерево стало символом вечной жизни.

Рождество Христово: традиции праздника

Веками народ создавал обычаи и традиции на Рождество. Некоторые из них с течением времени были подзабыты, хотя никогда не пропадали. Сейчас традиции активно возрождаются, новые поколения интересуются, как отмечают Рождество. К празднику готовятся задолго до него. Есть несколько этапов этого торжества:

  1. Пост.
  2. Сочельник, или Святой вечер.
  3. Рождество.
  4. Святки.

Рождественский пост

Великому празднику предшествует длительный 40-дневный пост. Он начинается 28 ноября и продолжается до 6 января. Для христиан это период духовного очищения в ожидании рождения Спасителя. Одновременно это и духовные дары ему. В эти дни верующие готовятся к исповеди и причастию.

Сочельник

Рождественский сочельник наступает 6 января — это непосредственное приближение праздника. Для этого дня тоже существуют свои традиции:

  • Соблюдали очень строгий пост, обычно ничего не ели до появления первой звезды.
  • Заканчивали последние дела по уборке дома, придомового хозяйства, мылись в бане, надевали новые одежды.
  • Вечером в окне ставили зажженную свечу, символизирующую душу, горящую перед Богом. Одновременно она означала, что в этом доме ждут Христа.

С появлением первой звезды семья собиралась за столом. Его накрывали чистой скатертью, под которую клали немного сена в память о яслях, в которые был положен родившийся Иисус.

Для этого ужина готовили постные блюда. Старались поставить 12 кушаний — по числу месяцев в году. Обычно это такие блюда:

Главное ритуальное блюдо — сочиво, или кутья. Готовили его из пшеницы или ячменя, добавляя мед, орехи, мак. Чем вкуснее была эта каша, тем урожайнее ожидался новый год.

  • К сочиву обязательно подавался взвар — компот из сухофруктов, клюквы, брусники, малины.
  • Хлеб — символ богатства.
  • Холодный овощной салат, обычно винегрет.
  • Рыба жареная, запеченная, заливная.
  • Пироги с рыбой и другой постной начинкой.
  • Вареники с капустой, картофелем.
  • Печеные яблоки с медом, изюмом, орехами.

Рождество Христово. История праздника, традиции.

Всех с праздником Рождество Христово!

Мероприятие подготовила и провела — заведующий сектором отраслевой литературы Гурьева Елена.

Связанные изображения:

Яндекс.Метрика