II Фестиваль артистов цирка «По ту сторону кулис»

Здравствуйте, дорогие читатели и гости фестиваля. Сегодня 16 апреля весь мир отмечает Всемирный день цирка, предлагаем вместе с нами окунуться в эту чудесную атмосферу. Вы сможете увидеть интервью артистов цирка разных жанров, познакомиться с историей Ростовского цирка, услышать громкие чтения. Библиотекари подготовили интересную викторину и конечно же обзор книг на тему цирка.

Вступительное слово ведущей фестиваля


РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦИРК

Ростовский государственный цирк один лучших и красивейших цирков мира, он был построен в 1957 году.
По мнению специалистов Ростовский цирк не уступал, а по многим позициям и превосходил прославленный Берлинский стационар, лучший европейский цирк того времени.

И не случайно, когда глава СССР Н.С. Хрущев приезжал в Ростов вручать области орден Ленина, то торжественная церемония проходила в лучшем городском помещении – Ростовском государственном цирке. Здание цирка вошло в реестр памятников архитектуры.

Здание Ростовского цирка необыкновенно, впрочем, глядя на его прямоугольные формы и могучую колоннаду, скорее скажешь, что это театр или спортивный дворец, но не цирк. И только горельеф, так называемая (квадрига), на фронтоне да две характерные фигуры по обе стороны от главного входа указывают на его причастность к цирковому искусству.

Отличается цирк от других и своим внутренним видом. Великолепные фойе, повсюду художественная лепка, позолота, орнаменты, сверкающий хрусталь огромных люстр. Авторы проекта архитекторы Г. Петров и А. Барулин, инженер Н. Щепетов постарались, чтобы кроме удобства зритель получил и эстетическое удовлетворение.

Но главное отличие нового цирка – его зрительный зал. При входе в него вас охватывает ощущение большого масштаба. Сколько труда и творческой сметки потребовалось от строителей и инженеров, чтобы в три оставшиеся от старого цирка стены вписать правильный круг диаметром тридцать два с половиной метра и манежем тринадцать метров в диаметре.

На высоте восемнадцати метров этот круг перекрывает легкий, будто не на что не опирающийся сферический купол. Но это лишь кажется. Тонкостенная железобетонная оболочка купола покоится на двадцати четырех облицованных мрамором мощных колоннах, основание которых уходит под землю на четыре с половиной метра. И больше ни одной точки опоры.

В практике нашего строительства еще не было случая постройки подобного свода двойной кривизны из монолитного железобетона. В центре купола впервые в стране смонтирована уникальная колосниковая решетка. Каждый из 152 ее колосников в состоянии выдержать груз в 250 килограммов. А это позволяет подвешивать воздушную аппаратуру для любых номеров программы.

Много труда отняли работы по устранению эха. На обтяжку купола пошло 1200 метров поплина. Зато неожиданно для самих строителей оказалось, что чистота звучания значительно улучшилась. Теперь, даже вполголоса сказанное на манеже слово отчетливо слышно в любом месте зрительного зала.

Стоит сказать несколько слов и о так называемой «гребенке» амфитеатра, на которой монтируются яруса кресел. Инженер Н.Т. Кейда предложил и здесь использовать монолитный железобетон. В результате получилась огромная железобетонная чаша с толщиною стенок в 12 сантиметров. Внешняя сторона ее стала стеною фойе, а внутренняя – основанием амфитеатра.

Закулисная часть нового цирка – пятиэтажное здание, равное по объему 80-и квартирному дому. Здесь же расположены музей, гримуборные, большой репетиционный зал, столовая, комната отдыха, душевые, медпункт. Здесь же электрическая подстанция.

Не забыты и четвероногие помощники артистов – животные. Проектировщики и строители предусмотрели для них пять больших боксов.
В Ростовском цирке работали такие известные режиссеры как В. Вольный, Е.М. Рябчуков. В 1961г. режиссером Е. Рябчуковым выпущена пантомима «Пароход идет «Анюта», по сути, театрально-цирковой спектакль, отработавший по циркам страны 1800 представлений.
На манеже Ростовского цирка не раз блистали имена цирковых артистов: Дуровых, Запашных, Кио, Филатовых, Волжанских, Корниловых, Буслаевых, Карандаша, Олега Попова, Владимира Довейко, Тамерлана Нугзарова, Юрия Мерденова, Вячеслава Черниевского и многих других мастеров государственного цирка.

Выставка книг «Книжная карусель»

Интервью

Нам повезло и мы взяли интервью у Евгения Бернардовича Майхровского. Он поделился своими любимыми стихотворениями, а так же рассказал какие книги он перечитывает.

🥁БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Майхровский Евгений, клоун Май – известный цирковой артист, его имя ставят в один ряд с такими известнейшими клоунами нашей страны, как Карандаш, Юрий Никулин, Олег Попов и т.д. Кроме этого Евгений является представителем известной династии Майховских, и основателем принадлежащего ей «Цирка Май».

Евгений родился 12 ноября 1938 года в цирковой семье, его родители Бернард Вильгельмович и Антонина Парфентьевна Майхровские были акробатами. Поэтому не удивительно, что когда пришло время определяться с будущей профессией, Евгений Майховский отправился учиться в цирковое училище, которое с успехом закончил в 1965 году.

Первые его выступления после окончания училища прошли в составе молодежного коллектива «Беспокойные сердца», в 1971 году он первый раз вышел на манеж в качестве коверного, клоун Май же появился только спустя год. Май сразу же покорил зрителей – веселый добродушный, с небольшим количеством грима – яркая точка на носу, подрисованный рот и брови, Майховский создавал у присутствующих ощущение давнего знакомства.

Для постановки своих номеров Майховский регулярно использовал различные литературные сюжеты, особое внимание он уделял творчеству Чехова, которого очень любил. Считается даже, что образ Мая Евгений придумал на основании героя, циркового артиста, знаменитой «Каштанки».

Интервью

В основе жанра ручной эквилибр, в котором работает Дмитрий Васильев — равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и па разнообразных опорах, в том число и па вращающихся. Отсюда и название — ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде. Значительно позже в этом виде эквилибристики стала чаще исполняться стойка на голове, но прежнее название — ручной эквилибр — сохранилось до нашего времени.

Довольно долго характерным для номеров ручного эквилибра было построение пирамид из столов и стульев. Их ставили друг на друга в разных положениях, и на вершине таких неустойчивых пирамид, на спинке самого верхнего стула, артист выходил в стойку на руках. Номера такого плана особенно были популярны до 30-х гг..

Позднее получили распространение номера, в основе которых также была стойка на двух руках, на одной, на голове, но в качество реквизита здесь использовали не столы и стулья, а предметы легкие, портативные: тросточки, кубики и т. п. Этот реквизит сохранился в ручном эквилибре до сегодняшних дней, так как он наиболее удобен для демонстрации различных трюковых элементов.
Например, артист выходит в стойку на руках, опираясь на две тросточки, вставленные вертикально в углубление тумбы (пьедестала), затем переходит на одну руку, опускается в равновесие на локте (по-цирковому — «крокодил»), далее силовым подъемом выходит в стойку на руках. Или, стоя на руках, собирает и разбирает пирамиду из нескольких кубиков, поставленных друг на друга.

Другие трюки: стоя на голове, артист жонглирует тремя мячиками; в этом же положении ловит на ноги и на руки кольца, которые бросает партнерша; в стойке на голове крутит ногами палку с флажками на концах. Это основные фрагменты, из которых составлялись различные трюковые варианты номера.

Дмитрий рассказал как начался его путь в карьеру, какие были опасности в работе.

Интервью

С жонглёром Динисом Чиндяскиным. Денис поделился о своем пути в профессию, трюках и какими книгами он недавно увлекся.

Интервью

С дрессировщиком лошадей Верой Мещановой.

А теперь, дорогие друзья, когда вы получили столько полезной и интересной информации, предлагаем вам немного развлечься и поучаствовать в онлайн марафоне.

Марафон «Что вы знаете о цирке?»

Громкие чтения

Фрагмента автобиографии Юрия Никулина о своем первом впечатлении о цирке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ФЕСТИВАЛЯ

Каждому из нас, кто бывал в цирке, хотелось заглянуть «по ту сторону кулис». Дорогие читатели, мы предлагаем заглянуть вам не только за кулисы цирка, но еще увидеть как снимался фестиваль.

Мероприятие подготовили:

Давыдова Д.П., Кононова П.А., Саликова И.А.

Спасибо за внимание!

Связанные изображения:

Яндекс.Метрика