Памятный вечер «Р. Рождественский — тихо летят паутинные нити»

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения поэта, автора песен Роберта Рождественского. В памятный вечер мы вспомним его творческий путь, стихи и песни. Для вас прозвучат громкие чтения, каждый желающий может принять участие в викторине.

Даже те, кто не знаком с книгами Роберта Рождественского «Необитаемые острова», «Ровеснику», «Голос города», «Это время», «Возраст» и не слышал о поэмах «Реквием», «Письмо в тридцатый век» и «210 шагов», выросли под «погоню в горячей крови», не отходили от телефона, повторяя как заклинание «позвони мне, позвони», и отсчитывали мгновения вслед за Штирлицем—Тихоновым.

Недаром песни на его стихи, — а их более шестисот! — были и остаются популярными и сегодня. Это слова о поэте Роберте Рождественском, он написал когда-то: «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся — да!».

Биографическая справка

Роберт Иванович Рождественский родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Алтайского края. Мать будущего поэта Вера Павловна была до войны директором начальной школы в Косихе, параллельно училась в Омском медицинском институте, который окончила за пять дней до начала войны. Отец Роберта — Станислав Никодимович Петкевич — потомок ссыльных поляков. Мальчик запомнил об отце немного, потому что в 1937 году родители разошлись. В 1939 году отец поэта воевал с финнами, в 1941-м добровольцем ушел на фронт и там вскоре погиб.

Мать поэта была призвана в армию полевым хирургом в первые же дни войны. Девятилетний Роберт остался на попечении бабушки, которая вскоре умерла. Мать Роберта хотела оформить его как сына полка, но однополчанин отговорил ее от этого рискованного шага. И вместо фронта Роберт остался в Москве в Даниловском детском приемнике.

Вера Павловна и Роберт

Из автобиографии поэта: «Для нас, пацанов, война была в ежедневных сводках по радио, в ожидании писем с фронта, в лепешках из жмыха, в цветочных клумбах на площади, раскопанных под картошку». «Пламя войны, — вспоминал позднее поэт, — навсегда осталось в наших глазах. В наших стихах. Даже – в самых новых, самых сегодняшних».

Из воспоминаний поэта: «Первое стихотворение написано в 1942 году. В начале войны, когда родители ушли на фронт, потрясённый всем происходящим, я написал стихи, которые увидел учитель. Они были опубликованы в газете, естественно, не потому, что мастерски написаны. Это были слова десятилетнего пацана. Слова, которые могли бы сказать миллионы мальчишек и девчонок, чьи родители ушли на фронт».

С винтовкой мой папа уходит в поход.

Желаю, любимый, побед!

И мама зеленую сумку берет,

Уходит с сестрой в лазарет.

Летом сорок пятого приехали родители (мама к тому времени вышла замуж во второй раз за офицера), не без труда увезли его с собой. Роберт был усыновлен отчимом. Так у него появился отец, которого он сразу полюбил, и новая фамилия – Рождественский. Семье часто приходилось переезжать с места на место. Сначала это был Кёнигсберг, потом Каунас, затем Таганрог, Вена, Петрозаводск. Заканчивать школьное обучение Роберту пришлось в Ленинграде. Самое сложное, для поэта, было менять школы, а значит, товарищей, компании. Нелегко было этому застенчивому, с дефектом речи парню, знакомиться с новыми товарищами, быть вечным новичком.

В 1950 году в журнале «На рубеже» в Петрозаводске появляются первые взрослые публикации стихов Роберта Рождественского. Он мечтал о Московском Литературном институте. И в 1951 году его мечта осуществилась — он первокурсник Литинститута. Молодой поэт сразу же окунулся в атмосферу литературных споров, коридорных дискуссий, дружеских застолий. Тогда здесь учились Евгений Евтушенко, Расул Гамзатов, Григорий Бакланов, Владимир Соколов. С ними будущий поэт познакомился, подружился. Здесь в 1953 году, Роберт встретил свою первую и единственную любовь, студентку отделения критики Аллу Кирееву, будущую жену. Ему было 21 год, а Алле 20.

Любовная лирика занимает особое место в творчестве поэта. Проживший 41 год с любимой супругой Аллой Киреевой, Роберт Рождественский разбирался не только в настоящих чувствах, но и в тонкостях устройства женской души. Невозможно, кажется подсчитать, сколько у Рождественского стихотворений посвящено любимой жене, ставшей его музой.

Каким был Роберт Рождественский? Поэт, который ворвался в жизнь свежим ветром перемен. Поэтических строк от него ждали, как ответов на многие вопросы. Его цитировали, обожали, буквально носили на руках. Роберт всегда казался чуть серьезнее своих супермодных коллег, больше тяготел к классике, был основательнее. И еще он заикался (друг попал в детстве под машину на глазах у Роберта, и он испугался, получается, на всю жизнь). Его заикание и его знаменитая родинка делали его еще более обаятельным. Вначале это был негромкий, даже робкий, но очень юморной Роберт, умудрявшийся при своей застенчивости быть заметным боксером, баскетболистом, волейболистом.

Популярность огромная: книги расхватывались, творческие вечера при полных залах. В 60-е он был одним из тех, кто покорял Политехнический и дворцы спорта. Тогда конная милиция близко узнала, что, кроме таких массовых зрелищ, как футбол и хоккей, существует еще поэзия.

Стихи Роберта Рождественского передают воздух того времени, неповторимую атмосферу «оттепели» 60-х годов прошлого века. Жизнелюбие было определяющей, главной чертой ровесников поэта. И он прекрасно сумел передать в своих стихах это неотъемлемое качество своего поколения.

А сколько грандиозных песен он написал! «Погоня» из «Неуловимых» и «Позвони мне, позвони» из «Карнавала», «Эхо любви» и «Свадьба», «Огромное небо». Если бы сегодняшние поэты-песенники, авторы пустых песен — однодневок, умели писать хотя бы приблизительно так, как Рождественский! Но это редчайший поэтический дар, он мало кому дается. Во многих случаях песни писались для кинофильмов. Рождественский, работая над такими песнями, вникал во все детали сценария, общался с режиссёром, актёрами, играющими в фильме, чтобы передать характер героя через песню. Так, замечательная песня «Эхо любви» возникла после общения с актёром Евгением Матвеевым, много рассказавшем поэту о переживаниях своего героя. Анна Герман, получив в Варшаве ноты и текст этой песни, тут же отправила телеграмму композитору Евгению Птичкину: «Готова немедленно вылететь для записи». Песня давно уже оторвалась от фильма и живёт своей жизнью более 30 лет.

В конце 1980-х годов Рождественский перенёс две операции. Это помогло продлить ему жизнь на целых пять лет. Рождественский знал, что времени у него осталось в обрез. И он стал писать совершенно по-другому. Уединившись в Переделкине, поэт создал лучшую свою лирику, которая впоследствии и составила редкий по своей пронзительности и жизнелюбию сборник «Последние стихи Роберта Рождественского»…

Утром 19 августа 1994 года Рождественскому вновь стало плохо. Его старшая дочь Екатерина позвонила другу семьи – врачу Рошалю. Поэта увезли в больницу Склифосовского. На следующий день поэта не стало. Было ему шестьдесят два года.

Обзор стихотворения «Монолог женщины»

https://rutube.ru/video/ebf06091fa2a9645b1cca30b49a2c1b3/

Стихотворение датируется 1982 годом. В эту пору поэту исполнилось 50 лет, он давно получил читательское признание, регулярно издает сборники, соавтор множества популярных песен. В жанровом отношении – поэма, драма, исповедь. На эти стихи М. Таривердиев написал музыку. Лирическая героиня – женщина с неистребимой надеждой на «обычное счастье». Она дает в газету объявление о знакомстве. Приведен и сам текст объявления, такой будничный в своей простоте, типичный, в общем-то, но сколько страхов и беззащитного доверия в нем. Получив отклик, она торопится на встречу, приходит раньше незнакомца, которого в мыслях уже зовет «любимым». Мучительный внутренний монолог, как маятник, качается то в одну, то в другую сторону. Героиня досадует, раздражается, ощетинивается гордостью – и вместе с тем умоляет и плачет сердцем. То и дело ее мысли прерываются авторскими отступлениями (скажем, с третьего по пятое четверостишие, ода современной Женщине). Героиня пытается смягчить очередную неудачу иронией, сарказмом. Так легче, так даже почти не больно. Попутно она размышляет о тайнах мужской психологии. Выводы неутешительны: самодовольный пол, хотя, ну как назло, все кажутся красавцами. Впрочем, «потасканные тигры» к настоящей любви и не способны.

Она почти успокоила себя, однако «голос несчастья» все еще мечется над городом. Мужчина из «изнеженного льва» превращается в ее «повелителя», она представляет себя с ним наедине. Опомнившись, зарекается называть его «любимым», и сразу же, не замечая того, именно так и называет. «Одиночество смерти» гнетет ее озябшее в житейских бурях, внешне неунывающее, сердце. Свою нерастраченную нежность она обещает любому, кто хоть «немножечко полюбит». Вредные привычки не помеха, вредный характер тоже. Даже если гол как сокол – «приди же, любимый!» Пусть не навсегда, все равно станет лучшим воспоминанием, опорой. Затем град проклятий, пристрастных насмешек над медлящим «Ромео». И тут же: «Я буду ждать до самого конца!» В финале героиня поднимается до широкого обобщения, чувствуя связь с «незнакомыми сестрами», которые, вопреки всему, надеются и ждут. Возникает образ памятника Женщине, которая ждет счастья. Звенящая от слез, но почти оптимистическая нота «дождусь!» сменяется умоляющей просьбой: приди же! В строчках россыпь заклинающих рефренов, анафор (рядом с бронзой, не придется). Эпитеты: вселенской, взрывчатом, разжиревших. Метафора: печаль пью. Мимоходом затронуты темы войны, истории, города, семейных отношений. Водопад вопросов, восклицаний.

«Монолог женщины» Р. Рождественского стал основой для оперы М. Таривердиева «Ожидание».

Викторина

Громкие чтения


Рекомендательный список

Рождественский, Роберт Иванович (1932-1994).Стихи. Баллады. Песни / Роберт Рождественский. — Москва : Советская Россия, 1984. — 207 с., 1 л. портр. ; 17 см. Циклы: Давнее; Все начинается с любви; Таежные цветы; Долги; Баллады; Песни. — 50000 экз.

Рождественский, Роберт Иванович. Мгновения, мгновения, мгновения… Роберт Рождественский. — Москва : Эксмо, 2010. — 347 с. : ил. ; 17 см. — (Золотая серия поэзии) Доп. тираж 3000 экз. — ISBN 978-5-699-05779-5 (в пер.)

Связанные изображения:

Яндекс.Метрика