Казачья ярмарка

Урок знакомство «Казачья ярмарка»

К всемирному Дню казачества и 450 летию служения донских казаков российскому государству.

Приветствуем тебя, наш читатель! Мы с вами живем на Дону, но что мы знаем о его коренных жителях — вольных донских казаках?

Сегодня мы с вами проведём необычный урок, он интересен тем, что мы совершим экскурсию в дом донского казака. На протяжении последних лет, мы встречались с интересными людьми, которые посещали нашу библиотеку, беседовали с ними и они дарили нам предметы, которые являлись в свое время частью их быта. Эти предметы стали экспонатами нашей краеведческой музейной экспозиции. И вот сегодня, мы можем воспользоваться плодами наших трудов, благодаря этому, вы побываете в доме казака и познакомитесь с казачьим бытом, узнаете, что кушали казаки, какие обычаи соблюдали.

Донское казачье войско.

Донское казачество.

История донского казачества – это история непрерывной борьбы на степных просторах южных рубежей российского государства.

«Граница породила казачество, а казаки создали Россию» Л.Н.Толстой.

Впервые казаки упоминаются в летописях в конце XIV века. Рассказывается, что они совершили нападение на работорговцев в окрестностях города Судак в Крыму. Происхождение самого слова казаки остаётся неизвестным.

Существует несколько версий слова казак.

1. Впервые слово «казак» упоминает греческий царь Константин Порфиногет. Он писал, что «… начало казаков происходит …. от славного победителя татар Косака, и по его имени проименовалось воинство его касаками…», а затем казаками.

2. Всех беглых в донских землях стали называть «гозак» или «гузак». Слово это не русское, а в переводе с татарского и турецкого – легко вооруженный конный воин. С течением времени на русской основе произошло историческое чередование согласных и гласных. Отсюда и появилось в народе полюбившееся слово «казак».

Но какая бы версия не была бы верна,  в них можно отметить одну особенность казаки – люди вольные!

Казаки очень верующие люди, они исповедовали христианство и чтили его православные традиции. Основным культурным отличием донского казачества являлось то, что они народ со своей культурой, историей и памятью. Для казаков общее дело всегда было выше личных интересов. Казаки всегда служили одному государству – Святой Руси, служили народу и Государю.

В 1552 году донские казаки участвовали в Казанском походе, поле которого Иван Грозный отдал казакам за это Дон. Отсюда и пошло название – донские казаки.

Теперь мы знаем, откуда появилось слово казак и что оно означает. А сейчас мы вам предлагаем побывать в казачьем курене.

Жилище казаков. Казачий курень.

Независимо от сословия, казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Название «курень» — монгольское.  Слово «курень» означает «круглый», ещё шире – «гармоничный». На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое казаки называют куренём, повлияла речная культура Нижнего Дона. На Дону часто случались широкие многокилометровые разливы реки, поэтому стали строить свайные дома – чиганаки.

Казачий курень – двухэтажный. Первый этаж куреня делали из кирпича, а второй строили из дерева. Первый этаж, как правило, был хозяйственный. Считалось, что «жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне». В центре первого этажа находится комната без окон, которую донские казаки называют «холодной», в ней постоянно дул лёгкий сквознячок.

Гости обычно поднимались по широким ступеням на второй этаж и попадали на «балясы» — балкон-галерею, террасу, которая иногда окружала весь дом.

Курень чётко делился на левую, женскую, и правую, мужскую половины. Прямо за сенцами располагалась самая большая комната, «зало», где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда.

В маленьком куреньке главным стержнем, вокруг которого располагались помещения, была печь — грубка. От неё направо располагалась кунацкая, где в казарменной простоте жили неженатые сыновья хозяина – главы семьи. Налево – девичья, детская и стряпка. Левая сторона была потеплее.

Крыты курени были камышом или соломой. Такая крыша могла простоять до сорока лет, но одна беда – горит как порох. Казаки стали крыть дома железом. Такую крышу казачки приспособились использовать для сушки фруктов.

Донская кухня.

Переступая порог куреня донской станицы, будьте уверены, что вы будете накормлены вкуснейшей ухой, жирным сазаном. Даже если гость будет нежданный, то у доброй хозяйки-казачки всегда найдется пара-тройка способов, как быстро накрыть стол. Хозяин дома, несомненно, преподнесет чарку вина, часто приготовленного по традиционному домашнему рецепту.

Настоящим донским блюдом считается уха, рецептов приготовления которой невероятное множество. Уха, которая готовилась в станице Елизаветинская на костре – обязательно с помидорами и «с дымком». Легенда гласит, что сам Николай II оценил это блюдо. Уху для императора, объезжавшего свои земли, готовил казак Василий Кедров. Его уха была известна во всей округе. Угощение очень понравилось царю, который не оставил без внимания казака и щедро наградил его золотой медалью за храбрость, проявленную в Японской войне.

«Казачья кухня —  как казачья песня»

Нардек – арбузный мед. (Нижний Дон 18 век). Мякоть спелых арбузов отжимают и уваривают.

Щука печеная со свиным салом. (Средний Дон 17 в.)

Лещ с хреном и яблоками. (Средний Дон 18 в.)

Рыба, начиненная кашей. (Нижний Дон, станица Елизаветинская)

Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится…

Какие пословицы и поговорки донского народа вызнаете?

Казак без коня – сирота.

И шапка остра, а дух сильнее.

Где казак, там и слава.

Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода  едучи.

С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.

Дон тихий, а слава о нем громкая.

Казак без друзей, что дуб без корней.

Женщины и дети.

Нужно сказать, что большие семьи, где жили все вместе — родители, дети, братья, сестры, старики, сейчас очень редкое явление в современном мире даже на Дону, где уважение и почет к старшим воспитывался с рождения. Но, тем не менее, отголоски этого давнего уклада сохранились и по сей день, традиции рождения и воспитания более трех детей возрождаются вместе с народом.

Женщина занимала особое место в семье: к ней относились с уважением, она воспитывала детей, ухаживала за стариками, на ней было все домашнее хозяйство.

Хотя казаки радовались любому ребенку, к мальчикам, будущим воинам, было особое отношение. Новорожденному община выделяла надел земли, а все друзья и знакомые одаривали его оружием: луком, стрелами, пулями, патронами. Дед преподносил внуку – будущему воину и защитнику своей земли – ружье или шашку.

В шесть лет (а по некоторым источникам, в 4 года) мальчиков посвящали в казаки. Обряд инициации проводился на площади перед храмом – майдане. Происходило событие в присутствии всех казаков общины. Старейшины рода сажали мальчиков на коней и отправляли вскачь по кругу. На того, кто смог удержаться в седле, надевали красную ленту – символ настоящего казака.

Свадьба.

Свадьба — интереснейший обряд. Церковный брак донские казаки начали заключать в конце XIX века. Свадьба проводилась только зимой или осенью. Точную дату определяли по православному календарю, чтобы она не совпала с постом. Невесту обычно выбирали родители. Самой свадьбе предшествовало несколько этапов.

Смотрины. Церемония знакомства будущих мужа и жены. Будущие родственники приезжали в дом невесты, где заводились разговоры о ее красоте, достоинствах, о трудолюбии. После беседы родители звали дочь, которая должна была во всей красе предстать перед будущим мужем, проявляя при этом скромность, вежливость и гостеприимство. После смотрин невесту спрашивали, понравился ли ей жених.

Сватовство. Сваты (представители семьи невесты и жениха) договаривались о выкупе и решали все организационные вопросы, в том числе и дату свадьбы. Сватовство обычно наступало через несколько дней после смотрин. С шутками-прибаутками, с поговорками, песнями и частушками входили в дом невесты сваты. За множеством символичных примет, в которые верили казаки, обязательно следила сваха. Она была подкована во всех вопросах и знала, что говорить, как отвечать, чтобы все прошло гладко. После рукобитья, когда все вопросы организации свадьбы уже решены, начиналось застолье и гулянка.

Подушки: собранное за всю жизнь невесты приданое за несколько дней до свадьбы перевозили в дом жениха. Это событие снова сопровождали песнями, плясками и весельем. В последний день перед венчанием у невесты собирались ее подруги, они пекли каравай, украшали его веточками, цветочками, а потом несли каравай в дом жениха.

Во время венчания в храме молодые клялись перед Богом быть вместе всю жизнь. Свадьба обязательно проводилась с большим размахом, стол ломился настоящими кулинарными и гастрономическими изысками. Впрочем, и сегодня донская кухня поражает своим многообразием блюд и напитков, приготовленных по старинным рецептам.

Быт и традиции казаков.

Ребята, а здесь представлены некоторые вещи, которые расскажут вам о быте и традициях наших земляков.

За Успехи в битвах русские самодержцы не только расплачивались с казаками едой и оружием, но и жаловали им подарки. Например, в музее можно увидеть целую коллекцию оружия.

Вообще же, казаки и их жены одевались вполне нарядно, особенно в праздники.

Повеселиться они тоже любили (вспомним герб, придуманный Петром). И у них даже были собственные музыкальные инструменты. Например, рылей, представлявшей собой нечто среднее между гуслями и гитарой. Атаманское кресло 1844 года, которое, хотя и не принадлежало Платову, но на коем любили сиживать другие атаманы.

А знаете ли вы, что…?

1. Донские казаки считаются старше всех остальных – запорожских, кубанских, яицких и других.

2. Донское войско занимало территорию современных Ростовской и Волгоградской областей (Россия), а также часть нынешних Луганской и Донецкой областей (Украина).

3. Донские казаки имели свои казачьи станицы и города. Самые известные города – две казачьи столицы, старая и новая, Старочеркасск и Новочеркасск.

4. Некоторые донские казаки считают себя представителями отдельного народа.

5. Хотя официальная религия донских казаков – православие, среди 2,5 млн. донских казаков только в Донской епархии было 150 тысяч старообрядцев.

6. Несмотря на то, что большая часть донских казаков – христиане, в начале прошлого века среди них было 30 тыс. буддистов-калмыков и даже мусульмане

7. Сине-жёлто-красный флаг донского казачества означает единство трёх представителей «коренных граждан Донской области донские казаки, калмыки и русские крестьяне» (синий — казаки, жёлтый — калмыки, красный — русские крестьяне).

Флаг Донского казачества.

8. Донские казаки не мыслили себя без лошади. Казачат начинали учить ездить на лошади с 3 лет.

9. В 1897 году количество донских казаков превышало численность жителей нынешнего Ростова-на-Дону примерно вдвое. Донских казаков было около 3 млн.

10. Больше всего донских казаков в Ростовской области (87 тысяч человек). В Волгоградской – почти в 4 раза меньше (около 20 тысяч человек).

А теперь проверим,  как хорошо вы знаете казачьи традиции.

Участвуйте в нашей викторине!

Сегодня, мы с вами очень много узнали о Донском казачестве, людях, души которых – бескрайние как сама степь и щедры как матушка земля. Мы хотим, чтобы вы всегда гордились, что вы родились и живёте на донской земле. И закончить нашу встречу хотели бы заповедями казаков: http://kazak.pravorg.ru/10-zapovedej-kazaka/

Спасибо за внимание!

Материал подготовили сотр-ки детского отдела БИЦ Скоробогатова Т.П. и Куприхина Л.А., редакция и размещение на блог Калайдов И.В.