Музыкальный момент

«Стенография чувств»

Обзор художественной литературы, классической и современной, о  музыке и музыкантах — к международному дню музыки

Что заложено в основу музыкальных и литературных произведений, что вдохновляет их сочинителей? Их образы, темы, мотивы, сюжеты имеют общие корни, они рождаются из реальности окружающего мира. И пусть музыка и литература находят своё выражение в совершенно разных языковых формах между ними много общего. Наиважнейшим стержнем родства этих видов искусств является интонация. Ласковые, печальные, радостные, тревожные, торжественные и взволнованные интонации встречаются и в литературной, и в музыкальной речах.

Каждый из людей по-своему относится к музыке — для одних это профессия, для других хобби, для третьих лишь приятный фон, но все знают о роли этого искусства в жизни и судьбе человечества. Но у музыки, способной тонко и волнующе выразить состояние души человека, всё же ограниченные возможности. При её бесспорном богатстве на эмоции, она лишена конкретики — чтобы до конца увидеть образ, посылаемый композитором, слушатель должен «включить» фантазию. Да мало того, в одной печальной мелодии разный слушатель «увидит» различные образы — осенний дождливый лес, прощание на перроне влюбленных или трагизм похоронного шествия. Вот почему для обретения большей наглядности, этот вид искусства вступает в симбиозы с другими искусствами. И, чаще всего, с литературой. Но симбиоз ли это? Зачем авторы — поэты и прозаики — так часто касаются темы музыки в литературных произведениях? Что даёт читателю образ музыки между строк?

Разные языки воспроизведения и способы восприятия этих видов искусств делают их непохожими, далекими друг от друга. Но цель, как у любого языка, одна — донести информацию от одного человека до другого. Слово, в первую очередь, обращено к разуму и лишь потом к чувствам. Но ко всему и не всегда можно подобрать словесное описание. В такие полные волнения минуты на помощь приходит музыка. Так она проигрывает слову в конкретике, но побеждает в эмоциональных окрасках. Вместе же слово и музыка почти всесильны.

В своем обзоре «Музыка в литературе» я хочу представить классические художественные произведения а так же новинки современной  литературы о музыке и музыкантах.

Еще из школьной программы все мы помним замечательную повесть Короленко «Слепой музыкант» В повести, впервые опубликованной в 1886 году, В.Г.Короленко ищет ответ на вопрос, что такое человеческое счастье. Герой повести — слепой от рождения мальчик — не замкнулся в себе, не воспринял свою слепоту как несчастье, а с помощью заботливых родных и друзей смог выбрать жизненный путь, стать знаменитым музыкантом.

Мы хотим предложить вашему вниманию фильм по этой повести

Материал подготовила библиотекарь Саликова И.А.