Информ-досье «Писатель сложных творческих исканий»

«Писатель сложных творческих исканий»- 155 лет со дня рождения В.В. Вересаева

Здравствуйте, дорогие наши читатели.

Сегодня, 16 января, исполняется 155 со дня рождения русского писателя Вересаева Викентия Викентиевича

Для начала предлагаем вам посмотреть совместный проект Государственного литературного музея и радио «Культура» «Основной состав. Люди и события Государственного литературного музея», посвященный этому замечательному писателю.

ВЕРЕСАЕВ, ВИКЕНТИЙ ВИКЕНТЬЕВИЧ (1867–1945), настоящая фамилия – Смидович, русский прозаик, литературовед, поэт-переводчик. Родился 4 (16) января 1867 в семье известных тульских подвижников. Отец, врач В.И.Смидович, сын польского помещика, участника восстания 1830–1831, был основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей, гласным Городской Думы. Мать открыла у себя в доме первый в Туле детский сад.

В 1884 Вересаев с серебряной медалью окончил Тульскую классическую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, по окончании которого получил звание кандидата. Семейная атмосфера, в которой воспитывался будущий писатель, была проникнута духом православия, деятельного служения ближним. Этим объяняется увлечение Вересаева годы идеями народничества, трудами Н.К.Михайловского и Д.И.Писарева. Под влиянием этих идей Вересаев поступил в 1888 на медицинский факультет Дерптского университета, считая врачебную практику лучшим средством узнать жизнь народа, а медицину – источником знаний о человеке. В 1894 несколько месяцев практиковал на родине в Туле и в том же году как один из лучших выпускников университета был принят на работу в Петербургскую Боткинскую больницу.

Писать Вересаев начал в четырнадцать лет (стихи и переводы). Сам он считал началом своей литературной деятельности публикацию рассказа Загадка (журнал «Всемирная иллюстрация», 1887, № 9) В 1895 Вересаева увлекли более радикальные политические взгляды: писатель завязал тесные контакты с революционными рабочими группами. Работал в марксистских кружках, на его квартире проходили собрания социал-демократов. Участие в политической жизни обусловило темы его творчества.

В его произведениях заметно преобладание таких форм повествования, как дневник, исповедь, споры героев на темы общественно-политического устройства. Герои Вересаева, как и автор, разочаровывались в идеалах народничества. Но писатель старался показать возможности дальнейшего духовного развития своих персонажей. Так, герой повести «Без дороги»(1895), земский врач Троицкий, утратив свои прежние верования, выглядит полностью опустошенным. В противоположность ему, главный герой повести «На повороте» (1902) Токарев находит выход из душевного тупика и спасается от самоубийства, несмотря на то, что не имел определенных идейных взглядов и «шел в темноту, не зная куда». В его уста Вересаев вкладывает многие тезисы, критикующие идеализм, книжность и догматизм народничества.

Не ограничиваясь художественным изображением идей, распространенных в среде интеллигенции, Вересаев написал несколько рассказов и повестей о страшном быте и безотрадном существовании рабочих и крестьян (повести «Конец Андрея Ивановича» 1899 и «Честным трудом», другое название –«Конец Александры Михайловны»1903, которые впоследствии переработал в повесть «Два конца»1909, и рассказы «Лизар», «К спеху», «Всухом тумане» все 1899)

В начале века общество потрясли вересаевские «Записки врача»(1901), в которых писатель изобразил ужасающую картину состояния врачебного дела в России. Выход Записок вызвал многочисленные критические отзывы в печати. В ответ на обвинения в неэтичности вынесения на общественный суд профессиональных медицинских проблем писатель вынужден был выступить с оправдательной статьей По поводу «Записок врача». Ответ моим критикам (1902).

События революции 1905–1907 убедили Вересаева в том, что насилие и прогресс несовместимы. Писатель разочаровался в идеях революционного переустройства мира. В 1907–1910 Вересаев обратился к осмыслению художественного творчества, которое он понимал как защиту человека от ужасов бытия. В это время писатель работает над книгой Живая жизнь, первая часть которой посвящена анализу жизни и творчества Толстого и Достоевского, а вторая – Ницше. Сравнивая идеи великих мыслителей, Вересаев стремился показать в своем литературно-философском исследовании моральную победу сил добра над силами зла в творчестве и в жизни. С 1912 Вересаев был председателем правления организованного им «Книгоиздательства писателей в Москве». Издательство объединяло литераторов, входящих в кружок «Среда». С началом Первой мировой войны писателя вновь мобилизовали в действующую армию, и с 1914 по 1917 он руководил военно-санитарным отрядом Московской железной дороги.

После революционных событий 1917 Вересаев полностью обращается к литературе, оставаясь сторонним наблюдателем жизни. Диапазон его творческих устремлений очень широк, литературная деятельность чрезвычайно плодотворна. Им написаны романы «В тупике»(1924), на этом романе хочется остановиться особо. Предлагаем вам послушать лекцию писателя Дмитрия Быкова.

и «Сестры»(1933), его документальные исследования «Пушкин в жизни»(1926), и «Спутники Пушкина»(1937) открыли в русской литературе новый жанр – хронику характеристик и мнений. Вересаеву принадлежат «Воспоминания» (1936) и дневниковые «Записи для себя»(опубл. 1968), в которых жизнь писателя предстала во всем богатстве мыслей и душевных исканий. Вересаев сделал многочисленные переводы памятников древнегреческой литературы, среди которых «Илиада»(1949) и «Одиссея»(1953) Гомера. Умер Вересаев в Москве 3 июня 1945

Все произведения, упомянутые в этом обзоре, имеются у нас в библиотеке. Предлагаем вам посмотреть виртуальную выставку этих книг.

Вересаев, Викентий Викентьевич (1867-1945).В тупике ; Сестры : [Романы] / В.Вересаев ; [Предисл. В. Лидина ;Подгот. текста, послесл., примеч. В. Нольде, Е. Зайончковского]. — М. : Кн. палата, 1990. — 396, [2] с., [4] л.ил. : портр. ; 21 см. — (Из архива печати).

Вересаев, В. В.В двух планах : Статьи о Пушкине. -М. : Захаров, 2000. — 160с.

Вересаев, Викентий Викентьевич (1867-1945).Спутники Пушкина : В 2-х т. /Викентий Вересаев. — Москва : ЛОКИД-Пресс, 2001. — 21 см см. 

 Спутницы Пушкина : по книге В.Вересаева «Спутники Пушкина» /[вступ. ст. В. Коровина]. — [Изд. 2-е, доп., и перераб.]. — Москва :ПРОФИЗДАТ, 2007. — 235,[2] с., [8] л.портр. ; 21 см.

Вересаев, Викентий Викентьевич(1867-1945).Повести и рассказы / В.В. Вересаев ;[Сост. и послесл. Ю. Фохт-Бабушкина]. -М. : Худож. лит., 1987. — 383, [1] с. ;20 см. — (Классики и современники. Советская литература).

Вересаев, Викентий Викентьевич(1867-1945).Записки врача : [повесть] / В.В. Вересаев. — Санкт-Петербург : Лениздат : Команда А, 2013. — 223 с. ;18 см. — (Классика) (Серия «Лениздат-классика»).

Вересаев, Викентий Викентьевич(1867-1945).Пушкин в воспоминаниях современников- друзей, врагов, знакомых… /Викентий Вересаев. — Москва : Алгоритм, 2017. — 510, [1] с. : ил., портр. ; 21 см. — (Я помню его таким…).

Надеемся, что мы заинтересовали вас этим обзором и вы придете к нам в библиотеку за книгами.

Ждем вас у нас в библиотеке.

Материал подготовила и разместила на блоге библиотекарь сектора художественной литературы Саликова И.А.

Связанные изображения:

Яндекс.Метрика