Добрый день, дорогие наши читатели!
Ежегодно, 7 февраля проводится День балета. И сегодня мне хочется поделиться с вами интересными фактами о балетном искусстве.
Балет — это давняя форма классического танца с богатой историей. Красота балета на сцене поистине восхищает — удивительное изящество и элегантность, которые выглядят совершенно легко и без мучительных усилий.Он возник в Италии в 15 веке, но женщинам тогда не разрешалось танцевать на публике. Это продолжалось до 1681 года. Артисты балета изначально носили маски, а первые балеты были смешаны с оперой. Сейчас один балетный танец может длится в среднем четыре часа. В Великобритании в Ковент-Гарден (район в Вест-Энде Лондона, который славится своими развлечениями и разнообразием театров) родилась идея популяризации балета на международном уровне. Гастроли, широкий репертуар, ежегодные премьеры, посвященные этому особому виду хореографического театрального искусства, теперь проходят в октябре в концертных залах по всему миру уже традиционно. Известно, что большинство балерин изнашивают в ходе своих репетиций 2-3 пары пуантов (женские балетные туфли) в неделю. Танцор мужского пола (балетмейстер) изнашивает более 4000 пар колготок за свою карьеру. Артисты балета используют огромное количество энергии во время полного выступления. Художественный руководитель на репетициях ставит достаточно высокие требования к исполнителям. Когда танцор ловит танцовщицу, он суммарно использует силу, необходимую для подъема некоторых более крупных объектов. Представьте, что во время представлений он поднимает более 1–2 тонны балерин.Прима-балерина в состоянии выполнить 32 поворота фуэте подряд в одном месте, а в некоторых случаях и более 100!
Посмотрев этот небольшой видео ролик вы узнаете еще больше интересных фактов о балете
В нашем библиотечно-информационном центре имени Ю.А. Гагарина есть множество книг о балете. Предлагаю Вам, наши читатели, познакомиться с некоторыми из них.
«ХРОНИКИ БОЛЬШОГО БАЛЕТА» Татьяна Кузнецова
Скандалы и триумфы, административные перевороты и творческие потрясения, интриги и искусство, персоны и персонажи.
«Хроники Большого балета» — захватывающая документальная летопись главных событий жизни знаменитой труппы, написанная балетным обозревателем «Коммерсанта» Татьяной Кузнецовой на основе ее рецензий, фрагментов интервью, репортажей и личных наблюдений.
«МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ. АЗБУКА ЛЕГЕНДЫ» Семен Гурарий
Перед вами необычная книга. В ней Майя Плисецкая одновременно и героиня, и автор. Это амплуа ей было хорошо знакомо по сцене: выполняя задачу хореографа, она постоянно импровизировала, придумывала свое. Каждый ее танец выглядел настолько ярким, что сразу запоминался зрителю. Не менее яркой стала и «азбука» мыслей, чувств, впечатлений, переживаний, которыми она поделилась в последние годы жизни с писателем и музыкантом Семеном Гурарием. Этот рассказ не попал в ее ранее вышедшие книги и многочисленные интервью, он завораживает своей афористичностью и откровенностью, представляя неизвестную нам Майю Плисецкую.
Беседу поддерживает и Родион Щедрин, размышляя о творчестве, искусстве, вдохновении, секретах великой музыки.
«БЫТЬ БАЛЕРИНОЙ. ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ ТАНЦОВЩИЦ ИМПЕРАТОРСКОГО ТЕАТРА» Юлия Андреева
«Истинная артистка должна жертвовать собой своему искусству. Подобно монахине, она не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин».
(Анна Павлова)
Известная писательница Юлия Андреева открывает перед читателями панораму «царственного» периода русского балета. Пышные гала-представления, закулисные интриги, изматывающие репетиции, моментально ранящие ноги до крови, истории из жизни известнейших балерин: блистательной Анны Павловой, царицы-босоножки Айседоры Дункан, загадочной Матильды Кшесинской.
Из чего складывался быт балерины Императорского театра? Почему велись ожесточенные споры о том, должна ли балерина носить корсет? Обо всем этом вы узнаете из книги.
«АННА ПАВЛОВА . ЛЕГЕНДА РУССКОГО БАЛЕТА»
Анна Павлова прославила русский балет по всему миру, превратившись в легенду еще при жизни. Каждое выступление гениальной Павловой, каждый ее танец рождал в душах зрителей целый мир мыслей и эмоций. Имя Анны Павловой, окруженное ореолом слухов, сплетен и недомолвок, до сих пор обладает огромной притягательной силой. Недолгая жизнь внезапно скончавшейся в 1931 г. в Гааге русской балерины до сих пор будоражит умы и заставляет искать ответы на разные вопросы. Что гнало ее по свету? Что заставляло ее отправляться в бесконечные турне? Выходить на сцену больной, на грани обморока? Вечная неуспокоенность таланта? Предчувствие безвременного конца?
Ответы на эти и многие другие вопросы о жизни и судьбе великой балерины читатель найдет в этой книге. Издание дополнено иллюстрациями и воспоминаниями современников героини.
«ГАЛИНА УЛАНОВА: Я НЕ ХОТЕЛА ТАНЦЕВАТЬ» Сания Давлекамова
Галина Уланова, великая русская балерина… Она всегда считалась самой загадочной, самой недоступной, самой закрытой. Крайне редко она соглашалась дать интервью, отказывалась выступать по радио и телевидению. Книга балетного критика Сании Давлекамовой впервые столь объемно воспроизводит для нас «живой голос» Улановой. На протяжении четверти века Давлекамова постоянно общалась с Галиной Сергеевной, бывала у нее дома, сопровождала на прогулках. Запись их бесед на самые разные темы и легла в основу этой уникальной книги.
Библиографическое описание представленных книг:
Кузнецова Татьяна Анатольевна (артистка, критик; 1959-). Хроники Большого балета / Татьяна Кузнецова. — 2-е изд., перераб. — Москва:РИПОЛ классик, 2011. — 335 с. ; 22 см.
Гурарий Семен Иосифович. Азбука легенды:диалоги с Майей Плисецкой / Семен Гурарий. — Москва:Изд-во АСТ, 2017. — 254, [1] с., [8] л.ил.,портр. : портр. ; 22 см.
Андреева Юлия Игоревна (писатель, поэт, популяризатор; 1969-). Быть балериной. Частная жизнь танцовщиц Императорского театра / Юлия Андреева. — Москва : Алгоритм, 2017. — 350, [1] с. : ил., портр. ; 21 см.
Литвинская Елена. Анна Павлова : легенда русского балета / Елена Литвинская. — Москва:РИПОЛ классик, 2017. — 223 с. : ил., портр. ; 21 см.
Галина Уланова: я не хотела танцевать / авт.-сост. Сания Давлекамова. — Москва : АСТ-Пресс СКД, 2005. — 277, [2] c., [66] л. ил.,портр. : ил., портр. ; 24 см см.
Давайте же сегодня мы ещё раз поздравим хореографов и труппы, балетмейстера и балерин, и всех тех, кто делает для нас это чудо — балет.
Спасибо за внимание!
Материал подготовила Хоменко Е.В.