Виртуальная выставка-дневник «Топ -10: коллекция мемуаров, дневников и писем»

Здравствуйте, дорогие гости нашего блога!

Ведёте ли Вы личные записи в дневнике? А любите ли читать воспоминания и письма писателей, композиторов, актёров, великих людей? Хочу вам предложить окунуться в эту тему!

Мемуарная литература — это воспоминания (или свидетельства) участников или свидетелей тех или иных исторических событий. Реальность событий, их историческая важность, непосредственность впечатлений, которые описываются авторами мемуаров, осознание ими важности собственных свидетельств, их правдивости и достоверности, — это черты, присущие лучшим мемуарным произведениям, которые привлекают читателей.

Если найти для себя того самого автора, который опишет интересующую вас эпоху. то от чтения будет просто не оторваться. Люди, которые описывают свою жизнь, на самом деле писали не столько для себя сколько для потомков. То есть они изначально воспринимали свой текст как литературное произведение. Поэтому очень часто литературное воплощение этих текстов, язык, сочность, с которой написано произведение, не уступает и художественной литературе. Также приятно, что большинство героев настоящие, то есть можно проверить все факты, а заодно узнать много нового. Мемуары — это погружение в эпоху, которую мы уже не застали, но так отчаянно не хотим терять связь с предыдущими поколениями.

Жанры мемуарной литературы разнообразны, что связано со временем написания того или иного произведения, его формой, способом изложения материала и другими характеристиками. Полный их перечень и характеристики пока еще не определены исследователями.

Воспоминания (или собственно мемуары) — наиболее приближенный к сущности данного типа литературы жанр. Воспоминания пишутся после того, как произошло описываемое событие.

Дневник — документ, в котором автор последовательно, изо дня в день фиксирует события собственной жизни, а также впечатления от тех исторических событий, свидетелем которых он был.

Записная книжка — документ, в котором автор записывает все, что интересует его в личном плане или в общественно-политической, духовной жизни. Записи могут быть датированными (что приближает их к дневнику) или помещаться без даты.

Переписка (эпистолярная литература), то есть частные письма, во время ее создания, как правило, не предназначается для опубликования. Но в письмах могут отразиться самые разнообразные впечатления их автора, которые позже могут стать историческим первоисточником для исследователя или любого читателя, заинтересованного описываемым событием или лицом.

Записки — жанр мемуарной литературы, в котором значительное внимание уделяется личностям автора и его близких, а изложение материала зависит не от хронологического течения событий, а от того, как они вспоминаются или как о них узнал автор.

Путевые заметкикоторые мы рассматривали как жанр публицистической литературы, зачастую содержат также мемуары путешественников, их воспоминания о событиях, свидетелями или участниками которых им пришлось стать.

Не сомневайтесь и обязательно откройте для себя что-то новое из этого жанра!

М. Булгаков. «Мне нужно видеть свет…»: Дневники, письма, документы

В настоящее издание включены дневники и письма, а также документальные материалы, освещающие жизненный и творческий путь писателя с 1914 по 1940 г. По сути это не что иное, как жизнеописание М. Булгакова, составленное по его дневникам и эпистолярному наследию. Среди адресатов его писем — В. В. Вересаев, Е. И. Замятин, А. М. Горький, К. С. Станиславский, И. В. Сталин. Эти документы, не предназначенные автором для публикации, фиксировали ту или иную жизненную ситуацию и, расположенные в хронологическом порядке, с поразительной объективностью отражают ключевые моменты в судьбе и творчестве писателя. Кроме того, они содержат ценнейшую информацию о личных качествах и круге интересов Булгакова, о его отношении к происходившим в России событиям, к ближайшему окружению, писательскому и театральному миру.

Винсент Ван Гог «Письма…»

Вы, конечно, знаете знаменитые «Подсолнухи» и «Звездную ночь» Ван Гога, а возможно, вам даже посчастливилось видеть оригиналы этих картин в Амстердаме и Нью-Йорке. Еще вы наверняка слышали о том, какая трагическая судьба была у художника: бедность, психическое расстройство и полное отрицание его таланта современниками. Но мало кто догадывается, каким чутким, искренним и добрым человеком был Винсент на самом деле. Его эпистолярное наследие включает более семисот писем, которые открывают нам правду о судьбе гения, чье искусство оставалось безвестным при его жизни и признано бесценным в наши дни. Каждое письмо – это попытка разобраться в себе и мире вокруг, понять, что такое любовь, искусство, дружба, истина. 

Питер Акройд «Диккенс»

Когда писатель пишет о писателе — это всегда любопытно и многое говорит о них обоих. Питер Акройд писал о Диккенсе много лет, начав со стилизованного романа «Великий лондонский пожар» и закончив грандиозным биографическим трудом более чем в тысячу страниц. По словам самого Акройда, «биографу следует действовать подобно археологу, осторожно идущему по жизненному полю объекта его изучения в поисках почти незаметных следов давно ушедшего времени», — и этот принцип он в полной мере воплотил на страницах «Диккенса». В 35 главах и 7 отступлениях автор шаг за шагом показывает, как формировался внутренний мир Диккенса под влиянием важнейших событий английской истории, таких как движение бентамитов, гордоновские бунты, чартизм, начало Викторианской эпохи и (событие, пожалуй, даже более важное) санитарная реформа Лондона. Точные библиографические примечания раскрывают обширные источники, которыми пользовался Акройд, создавая роман.

Илья Репин «Далекое близко

Илья Репин — художник, чьи картины вы наверняка знаете с детства. Именно он автор знаменитых «Бурлаков на Волге», «Садко» и «Не ждали». Но помимо яркого художественного таланта, Репин обладал незаурядным литературным даром. «Далекое близкое» – книга воспоминаний о жизни, коллегах и современниках, составленная и подготовленная к печати в 1915 году, но опубликованная впервые уже после смерти автора в 1937-м. Она выдержала более десятка переизданий и была переведена на многие иностранные языки. И это не случайно — мемуары написаны удивительно живым и выразительным языком.

К. Станиславский » Моя жизнь в искусстве»

Эту книгу вот уже многие годы с трепетом берет в руки всякий, кто решил посвятить себя искусству Театра, и не только у нас в стране, но и во всем мире. Ведь Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев, 1863–1938) — один из тех немногих, чье влияние на театральное искусство XX века невозможно переоценить. Великий актер, режиссер и реформатор, а главное — Великий Учитель, он своей деятельностью во многом определил и пути развития театра в грядущем столетии. Со страниц книги сходит человек открытый, необычайно тонко чувствующий, подчас кажущийся по-детски наивным. Но это не наивность, а та высшая степень мудрости, которая не нуждается в пространных рассуждениях и подчеркнутой многозначительности. Станиславский говорит с читателем на равных, он делится с ним своими трудностями, много и с юмором рассказывает о собственных ошибках и учит — умно, ненавязчиво, доброжелательно. И в учениках у него нет, не было и не будет недостатка.

Фёдор Шаляпин «Страницы моей жизни»

Фёдор Шаляпин (1873-1938) — русский оперный и камерный певец, солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера. Первым из деятелей искусств получил звание народного артиста.
В автобиографической книге «Страницы из моей жизни» Шаляпин рассказывает о детстве и юности, затрагивая также эпизоды из своей профессиональной карьеры. Благодаря дружеской помощи Максима Горького мемуары написаны художественным и ярким языком, помогая читателю ближе узнать и понять великого оперного певца.

Мария Степанова «Памяти памяти»

Философско-документальная книга поэта Марии Степановой, посвящённая восстановлению и исследованию её еврейско-русских семейных корней, каталогизации и осмыслению фамильного прошлого. Опубликована в 2017 г. под обложкой с изображением «замороженной Шарлотты».

К. Коровин «Моя жизнь»

«Моя жизнь» — автобиография еще одного великого русского художника в нашей подборке. Константин Коровин — блестящий мастер пейзажной живописи, замечательный портретист и театральный декоратор, основатель русского импрессионизма. Именно его кисти принадлежат такие пейзажи Парижа, которые легко спутать с полотнами Писсарро, Ренуара и Моне. Взгляните только на картины «Ночной Париж», «Париж после дождя», «Бастилия» и вы поймете, о чем мы говорим. Сама жизнь Коровина напоминала этот красочный и прекрасный город, она проходила в эпоху, богатую историческими событиями, а судьба свела его с выдающимися людьми своего времени. Среди них: Врубель, Серов, Левитан, Поленов, Шаляпин. О каждом из них Коровин честно и без утайки написал в своих мемуарах.

Генри Форд «Моя жизнь, мои достижения»

Генри Форд написал автобиографическую книгу «Моя жизнь, мои достижения». Известно, что его нельзя было уговорить дать интервью, он отказывался рассказывать в прессе о своей жизни и своих убеждениях. Он решил сам написать историю своего успеха, и его книга уже много лет пользуется огромной популярностью, постоянно переиздаётся и раскупается миллионными тиражами. В книге автор рассказывает не только о своей жизни, но и о своих взглядах на предпринимательство, о своих принципах, о том, как он стал основателем одной из самых знаменитых компаний в мире. Одной из главных задач Генри Форд считал решение проблем потребителей, этот человек упорно отстаивал их интересы. Автор книги говорит о том, что труд должен достойно оплачиваться, тогда люди будут стремиться сохранить свою работу и выполнять её на высшем уровне. В компании Форда работали даже люди с ограниченными возможностями, выполняя то, что было им доступно. Автор данной книги был очень талантливым изобретателем и управляющим, он создал конвейерную ленту и разбил рабочий процесс на множество простых действий. Даже спустя много лет, его методы применяются во многих компаниях.

Шарль Азнавур «Громким шепотом»

«Громким шепотом» — так назвал свою автобиографию, впервые вышедшую на русском языке, 90-летний шансонье Шарль Азнавур. На 270 страницах артист повествует о ключевых моментах своего прошлого, курьезах и драматических событиях, но больше делится с читателем личными переживаниями и эмоциями. Зрителям и поклонникам адресована лишь малая часть воспоминаний. В остальном книга по мере приближения к концу становится всё более похоже на советы начинающим артистам. Азнавур долго и подробно останавливается на всех неприятностях, которые поджидают восходящих звезд: злые критики, завистливые коллеги, желтая пресса, крах личной жизни, подхалимы вместо друзей. Неоднократно он говорит о необходимости учиться — в любом возрасте, каждый день, но лучше все-таки в молодости

Мероприятие подготовила Любанова М.Е.

Связанные изображения:

Яндекс.Метрика