Тематический вечер «Великая Отечественная война в кинематографе. По роману Михаила Шолохова «Судьба человека». К Всероссийскому Дню кино.

Дорогие Друзья!

Совсем мало осталось живых свидетелей той войны, сильно изменилась атмосфера в обществе. Но шедевры советского кинематографа по-прежнему проникают в душу и сердце зрителей, донося живую правду о великой трагедии и великом подвиге советского народа.

Что же в советских кинокартинах о Великой Отечественной войне позволяет им через десятилетия пронести и передать новым поколениям те боль и радость, горе и триумф, ненависть и любовь, которые пережили наши предки?

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» был опубликован в газете «Правда» в конце 1956 – начале 1957 гг.

Как только Сергей Бондарчук его прочитал, он загорелся желанием снять по этому произведению фильм. Он рассказывал: «Прочитал – и потом, что бы ни делал, о чем бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь. Снять этот фильм стало для меня больше чем «творческим планом». Больше чем мечтой. Это стало целью моей жизни».

Вот только с реализацией этого замысла возникло немало сложностей. Дело в том, что к тому моменту Сергей Бондарчук уже был востребованным и популярным актером, известным по главным ролям в фильмах «Молодая гвардия», «Тарас Шевченко», «Отелло», «Попрыгунья», но у него еще совсем не было режиссерского опыта – этот фильм должен был стать его дебютом. Шолохов сомневался в том, что 36-летний режиссер-дебютант справится с этой задачей, а руководство «Мосфильма» считало, что материала хватит только для короткометражного фильма. Но Бондарчук не стал ждать решения с постановкой и приступил к работе. По совету писателя он побывал на его родине – в станице Вешенской в Ростовской области. Тем временем редактор Шолохова Юрий Лукин и литературный секретарь писателя Федор Шахмагонов приступили к написанию сценария. В конце 1957 г. их текст был принят «Мосфильмом» без замечаний и правок.

Сомнения у писателя вызвало и намерение Бондарчука сыграть главную роль – фронтовика Андрея Соколова, побывавшего в плену. Бондарчук рассказывал: «Поначалу у него было недоверие ко мне – человеку городскому: «смогу ли влезть в шкуру» Андрея Соколова, характера, увиденного в самой сердцевине народной жизни? Он долго рассматривал мои руки и сказал: «У Соколова руки-то другие…» Позже, уже находясь со съемочной группой в станице, я, одетый в костюм Соколова, постучался в калитку шолоховского дома. Он не сразу узнал меня. А когда узнал, улыбнулся и про руки больше не говорил». Сергей Бондарчук был настолько одержим этой идеей и так самозабвенно работал над образом, что в результате писатель сдался и признал его стопроцентное попадание в образ. Позже эту работу называли одной из самых сильных и точных в фильмографии Бондарчука.

Риск состоял и в том, что это был достаточно сложный материал для режиссера-дебютанта, ведь он намеревался нарушить одно из табу в советском кино – тему военного плена. Признанный мэтр Михаил Шолохов мог себе позволить сделать главным героем своего произведения бывшего военнопленного, который еще несколько лет назад однозначно был бы причислен к врагам народа, а вот начинающему режиссеру говорить о том, о чем тогда в кино предпочитали молчать, было рискованно.

Если Бондарчук был абсолютно уверен в том, что главную мужскую роль исполнит он сам, то с поиском юного актера на роль беспризорного сироты Ванюшки, которого решает усыновить Андрей Соколов, тоже возникли сложности. Режиссер просмотрел более 100 претендентов среди детей, но нужный типаж не мог найти долгое время. Однажды во время показа детского фильма в Доме кино он столкнулся с обаятельным пятилетним мальчиком, Павликом Борискиным. Бондарчук поговорил с его отцом и предложил ему привести сына на пробы.. Как бы то ни было, режиссерское чутье Бондарчука не подвело – мальчик справился с поставленными задачами блестяще. Шолохов тоже одобрил этот выбор.
На время съемок Бондарчук в какой-то степени действительно заменил ему отца – он относился к мальчику очень трепетно и внимательно, всюду брал его с собой, помогал заучивать текст роли на слух, ведь Павлик тогда еще даже не умел читать. И режиссер вызвал такое доверие у ребенка, что самая яркая сцена фильма получилась очень пронзительной и достоверной – когда Ванюша бросается на шею к Соколову с криком: «Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдешь!»


Фильм «Судьба человека» стал настоящим событием и для советского, и для мирового кинематографа. В 1959 г. его посмотрело больше 39 млн зрителей в СССР. За эту работу Сергей Бондарчук получил Ленинскую премию, главный приз на Международном кинофестивале в Локарно, Большой приз на Международном кинофестивале в Москве, специальный приза на Международном кинофестивале в Карловых Варах. Родоначальник итальянского неореализма Роберто Росселлини говорил об этом фильме: «Это самое сильное, самое великое, что было снято о войне».

Людям, которые живут в наше время, нелегко представить, как жил русский народ в период страшной войны. Они не знают их чувств, того, что было у них на душе, как им было тяжело. Самое ужасное — то, что одни люди со временем забывают правду войны, а другие начинают переписывать историю. Например, интернет и телевидение других стран показывают нам разрозненные факты, переворачивая все с ног на голову. Большая часть иностранцев сейчас уверена в том, что фашизм победили американцы. Но, к счастью, узнать и понять правду войны мы можем по книгам советских писателей-фронтовиков и экранизациям этих книг.

Спасибо за внимание!

Связанные изображения:

Яндекс.Метрика