Добрый день, дорогие читатели! Мы рады вновь видеть вас в нашей рубрике! Сегодня мы продолжим обозревать книги-экранизации, и нашим сегодняшним героем будет самый популярный фильм 1962 года в СССР. Фильм «Человек-амфибия», снятый по роману Александра Беляева, стал настоящим хитом и вторым фильмом для обоих главных героев и режиссера в их кинокарьере. Мы поговорим о самой книге, рассмотрим, с какими трудностями столкнулся фильм прежде чем попасть на большие экраны и почему «Нью-Йорк Таймс» предрекал картине полный провал.
О книге
Роман «Человек-амфибия», написанный в 1927 году, до сих пор остаётся популярным у читателей. Местом действия автор избрал далёкую Аргентину — и захватывающий сюжет, разворачивающийся на этом экзотическом фоне, не позволяет расслабиться ни на минуту. О сюжете:
Однажды гениальный учёный доктор Сальватор спас жизнь маленькому мальчику, пересадив ему жабры молодой акулы, а потом оставил ребёнка у себя и стал воспитывать его сам. Так на свет появился Ихтиандр — человек-амфибия. От обычных людей его отличает необыкновенная способность долгое время находиться под водой. Большую часть времени юноша проводит в море, в окружении рыб, дельфинов и прочих подводных жителей. Но всё меняется, когда рядом с ним появляется та, ради которой он готов изменить свою судьбу. Теперь Ихтиандр должен выбирать: жить и дальше привычной свободной жизнью в бескрайнем океане или попытаться стать своим в суровом мире людей.
Роман был впервые опубликован в 1928 г. в журнале «Вокруг света» и далее неоднократно переиздавался. «Человек-амфибия» — одно из наиболее популярных произведений Александра Беляева не только в нашей стране, но и за рубежом. Именно этой книге наряду с «Головой профессора Доуэля» дал высокую оценку Герберт Уэллс. Кстати, с момента выхода книги и её экранизации в 1961 году прошло около 30 лет. Почему за экранизацию не брались так долго?
Работа над экранизацией
Несмотря на популярность романа и интересный для кинематографистов замысел, сценарий фильма 10 лет пролежал на киностудии «Ленфильм» невостребованным. Никто из режиссёров не хотел браться за постановку из-за непомерной по тем временам их технической сложности. По этой же причине, в конце 40-х годов от экранизации отказались в Голливуде. Газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала статью, в которой создателям фильма предрекали полный провал: «Сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съёмок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе». И на молодого Чеботарева, решившегося на экранизацию, смотрели не иначе как на авантюриста.
Владимир Чеботарев
Советский кинорежиссёр и сценарист. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР. Он работал в совершенно разных жанрах – от криминальной мелодрамы до военной хроники, создав более полутора десятков фильмов.
К началу съёмок Владимир Чеботарев уже успел поработать в научно-популярном кино и имел опыт подводных съёмок. У него появилась идея разделить съёмку на небольшие эпизоды с задержкой дыхания на минуту-две. В перерыве между эпизодами актёры могли бы отдохнуть, дыша воздухом из аквалангов.
Владимир Коренев и Анастасия Вертинская прошли обучение подводному плаванию в бассейне. До съёмок Вертинская совсем не умела плавать. Однако, впоследствии она даже отказалась от дублёров. В сцене нападения акулы, ей пришлось исполнить сложный трюк — не двигаясь телом, опуститься на дно. И съёмочная группа не раз подвергалась опасности из-за сложности работы под водой. В эпизоде, когда Ихтиандр опускается под воду на цепи, матрос не уследил за ней и выпустил её из рук. Шестидесятиметровая железная цепь чуть не утащила ко дну Коренева, но, к счастью, всё обошлось.
Также съемочная группа столкнулась с неожиданной проблемой при съемках в водах Черного моря. Живности там явно не хватало, поэтому пришлось прибегнуть к оригинальной хитрости: для объектива подводной камеры сделали специальную насадку, которую наполняли рыбой. В итоге подводная панорама снималась на фоне богатой искусственной морской фауны.
Критика
Критики обвиняли создателей в том, что — это не искусство, а «третьесортный жанр», что недопустимо «портить высокий вкус советского зрителя жанром приключенческого фильма». Нападки поутихли лишь года через 3, когда фильм посмотрели более 100 миллионов зрителей.
В течение 1962—1963 годов, пока фильм «Человек-амфибия» победно шёл по экранам страны, в центральных изданиях … печатались статьи, основной тезис которых сводился к утверждению мнения, что содержание картины Казанского-Чеботарёва уводит советских людей от действительности, предлагает ему соблазны западной жизни…. Несмотря на то, что советское кинематографическое руководство отнеслось к фильму с большим скепсисом (это была вторая полнометражная картина в кино молодого режиссёра Чеботарёва), картину ждал прокатный успех и долгая зрительская память.
Интересные факты
- Фильм имеет ряд расхождений с романом. Так, Ольсен становится журналистом и другом Сальватора, Кристо появляется лишь в одном из эпизодов и никакой роли не играет. Обстоятельства спасения Гуттиэре в фильме изменены. Изменена и судьба Зуриты: если в романе он продолжает заниматься ловлей жемчуга, то в фильме его убивает Бальтазар. Некоторые персонажи, в основном второстепенные, вообще отсутствуют; о возможном родстве Бальтазара с Ихтиандром не упоминается.
- В качестве консультанта для съёмок фильма планировалось привлечь Жака-Ив Кусто. Кусто заинтересовался проектом, однако финансовые трудности не позволили привлечь его к работе.
- Роль Буэнос-Айреса «исполнил» Баку, а все подводные съёмки происходили в Крыму.
- Создавая наряды Гуттиэре, костюмеры вдохновлялись летними коллекциями Dior.
- Режиссёр Квентин Тарантино признался, что «Человек-амфибия» является его любимым русским фильмом