ФЕСТИВАЛЬ ЦИРКА «ПО ТУ СТОРОНУ КУЛИС»

Здравствуйте, дорогие читатели! Мы начинаем наш фестиваль

🤹‍♀

Цирк — это уникальное, самобытное явление культуры и вид искусства. Цирк родился на заре человечества в системе культовых обрядов протоидоевропейских народов и создан в своем современном виде англичанином Филипом Астлеем в XVIII веке. Именно его называют «отцом современно цирка».

🤡

Он выбрал военную карьеру, потому что всегда хотел работать с лошадьми. В годы служения на фронте приобрел большой опыт наездника.

🥁Позже он открыл школу верховой езды и начал организовывать в ней публичные платные представления, на которых демонстрировались бы трюки конной акробатики.

🎪В 1768 году он приобрёл поле в современном районе Ватерлоо, на котором выстроил круглую арену, где начал давать планируемые представления, пользовавшиеся большим успехом. Через некоторое время он решил добавить в представления номера клоунов, которые развлекали бы зрителей между выездками, а в 1770 году открыл новую школу верховой езды в огороженном манеже к югу от Вестминстерского моста.

💈Его дело стало процветать, и после двух сезонов в Лондоне Астлей решил добавить в представление большее количество наездников, а также привлёк музыкантов, клоунов, жонглёров, канатоходцев, акробатов, дрессировщиков и танцующих собак. Через несколько лет в манеже были возведены высокая сцена, трибуны и крыша. В 1782 году Астлей основал первый подобный амфитеатр за пределами Англии, во Франции, впоследствии сделав то же в 18 городах Европы. Примечательно, что сам Астлей никогда не называл свой амфитеатр цирком. Амфитеатр просуществовал много лет после смерти Астлея, был закрыт лишь в 1893 году и снесён на следующий год.

Развитие цирка в Ростове-на-Дону

Ростовский государственный цирк один лучших и красивейших цирков мира, он был построен в 1957 году.
По мнению специалистов Ростовский цирк не уступал, а по многим позициям и превосходил прославленный Берлинский стационар, лучший европейский цирк того времени.

И не случайно, когда глава СССР Н.С. Хрущев приезжал в Ростов вручать области орден Ленина, то торжественная церемония проходила в лучшем городском помещении – Ростовском государственном цирке. Здание цирка вошло в реестр памятников архитектуры

Здание Ростовского цирка необыкновенно, впрочем, глядя на его прямоугольные формы и могучую колоннаду, скорее скажешь, что это театр или спортивный дворец, но не цирк. И только горельеф, так называемая (квадрига), на фронтоне да две характерные фигуры по обе стороны от главного входа указывают на его причастность к цирковому искусству.

Отличается цирк от других и своим внутренним видом. Великолепные фойе, повсюду художественная лепка, позолота, орнаменты, сверкающий хрусталь огромных люстр. Авторы проекта архитекторы Г. Петров и А. Барулин, инженер Н. Щепетов постарались, чтобы кроме удобства зритель получил и эстетическое удовлетворение.

Но главное отличие нового цирка – его зрительный зал. При входе в него вас охватывает ощущение большого масштаба. Сколько труда и творческой сметки потребовалось от строителей и инженеров, чтобы в три оставшиеся от старого цирка стены вписать правильный круг диаметром тридцать два с половиной метра и манежем тринадцать метров в диаметр. На высоте восемнадцати метров этот круг перекрывает легкий, будто не на что не опирающийся сферический купол. Но это лишь кажется. Тонкостенная железобетонная оболочка купола покоится на двадцати четырех облицованных мрамором мощных колоннах, основание которых уходит под землю на четыре с половиной метра. И больше ни одной точки опоры.

В практике нашего строительства еще не было случая постройки подобного свода двойной кривизны из монолитного железобетона. В центре купола впервые в стране смонтирована уникальная колосниковая решетка. Каждый из 152 ее колосников в состоянии выдержать груз в 250 килограммов. А это позволяет подвешивать воздушную аппаратуру для любых номеров программы.

Много труда отняли работы по устранению эха. На обтяжку купола пошло 1200 метров поплина. Зато неожиданно для самих строителей оказалось, что чистота звучания значительно улучшилась. Теперь, даже вполголоса сказанное на манеже слово отчетливо слышно в любом месте зрительного зала.

Стоит сказать несколько слов и о так называемой «гребенке» амфитеатра, на которой монтируются яруса кресел. Инженер Н.Т. Кейда предложил и здесь использовать монолитный железобетон. В результате получилась огромная железобетонная чаша с толщиною стенок в 12 сантиметров. Внешняя сторона ее стала стеною фойе, а внутренняя – основанием амфитеатра.

Закулисная часть нового цирка – пятиэтажное здание, равное по объему 80-и квартирному дому. Здесь же расположены музей, гримуборные, большой репетиционный зал, столовая, комната отдыха, душевые, медпункт. Здесь же электрическая подстанция.

Не забыты и четвероногие помощники артистов – животные. Проектировщики и строители предусмотрели для них пять больших боксов.
В Ростовском цирке работали такие известные режиссеры как В. Вольный, Е.М. Рябчуков. В 1961г. режиссером Е. Рябчуковым выпущена пантомима «Пароход идет «Анюта», по сути, театрально-цирковой спектакль, отработавший по циркам страны 1800 представлений.
На манеже Ростовского цирка не раз блистали имена цирковых артистов: Дуровых, Запашных, Кио, Филатовых, Волжанских, Корниловых, Буслаевых, Карандаша, Олега Попова, Владимира Довейко, Тамерлана Нугзарова, Юрия Мерденова, Вячеслава Черниевского и многих других мастеров государственного цирка.

Историю делают личности

Хотим рассказать о цирковом деятеле, коренном ростовчанине Владилене Ивановиче Левшине

Владилена Левшина знают во всём цирковом мире, его называют академиком цирка, «королём воздуха», потому, что многие его номера, созданные в жанре воздушной гимнастики, так хороши, артистичны, насыщенны и сложны в трюковом исполнении, что их до сих пор не решаются повторять современные артисты. Его работы называют «Балетом в воздухе».

Его детство пришлось на военное лихолетье. Но война пощадила семью Левшиных. Отец с фронта вернулся домой и взамен разбомбленного дома получил квартиру на улице Энгельса, в доме № 62. Оказалось, что рядом разбит цирк-шапито и там гастролирует великий Карандаш.

Немудрено, что военной детворе цирк казался чудом. Владилен наизусть знал репризы великого клоуна и даже собирался убежать вслед за ним из дома. С того самого шапито все и началось… Чем только не увлекался Владилен Левшин! Освоил модный по тем временам аккордеон. Потом в его жизни возник балет. Бывшая балерина Мариинского театра Галина Лерхе, оставшаяся в Ростове после эвакуации, открыла в городе студию. Поначалу она наотрез отказывалась принимать Левшина в ученики: «Молодой человек, — говорила она парню-крепышу, — вам лучше в грузчики!» Но он приходил снова и снова.

В конце концов Лерхе смилостивилась: «Найдите себе пятый угол и стойте там!» А спустя время Владилена Левшина с его балетным номером показали даже на ростовском ТВ! Однако отец посчитал музыку и балет слишком изящными для будущего мужчины, и Владилен записался в спортивный кружок. Сначала была гимнастика, затем акробатика. В 1950 году Владилен Левшин поступил в Ростовский областной техникум физической культуры, а после его окончания — в Ростовский пединститут, выбрав специальность «анатомия, физиология и физическое воспитание». После учебы он стал тренером по спортивной гимнастике.

Он был дииректором и художественным руководителем Ростовского Молодёжного центра циркового искусства. Главный режиссёр Ростовского-на-Дону государственного цирка. Работая в цирке, он поставил больше сотни цирковых номеров, более 40 из которых были удостоены гран-при на международных цирковых конкурсах и фестивалях.

Многие номера, созданные Левшиным в Ростовском молодёжном центре, уже после того, как их создатель ушёл из жизни, продолжают приносить его ученикам, известным российским цирковым артистам, высшие награды международных конкурсов в Париже, Вероне, Монте-Карло, Будапеште и других городах мира. Одиннадцать его номеров стали лауреатами всероссийских конкурсов. Левшин Владилен Иванович — член Союза цирковых деятелей, член художественного совета Российской государственной цирковой компании. Он награжден званием Заслуженный деятель искусств России. Ему присвоено звание академика, действительного члена Российской академии циркового искусства.

На I Всероссийском фестивале циркового искусства в 1997 году ростовский мастер был удостоен звания лучшего режиссера фестиваля. Он становится обладателем I номинации «Лучший режиссер года» 1998 года, и в этом же году награждается почетным знаком «За заслуги в развитии российского цирка».

В небольшом репетиционном гимнастическом зале ростовского цирка рождались неповторимые трюки, конструировалось новейшее оборудование, сочинялись захватывающие сценарии, творилась история.

А Владилен Иванович Левшин оставил людям ещё одну память о себе. Говорят, что талантливых людей гениальными делает время. О гении Левшина нам всегда будет напоминать его печатный труд, изданный под неброским названием: «Взгляды, опыт и система работы тренера и режиссёра». Это напутствие великого мастера стало настольной книгой для многих специалистов циркового дела.

А для всего человечества Левшин создал уникальную систему жизнедеятельности «СиЛев», доступную каждому, кто следит за своим здоровьем и желает прожить долго. Вот такой подарок остался миру от скромного человека, создававшего гениальное искусство. Этой системе, до сих пор не уделено заслуженного внимания. Но мы-то ведь с вами можем это исправить!

Говорят, что когда Левшин входил в цирк, то, как будто появлялось солнце. Все начинали улыбаться, у всех поднималось настроение, и верить в себя рядом с таким человеком можно было не задумываясь. Сегодня ветераны, которым посчастливилось работать в те годы, сначала печально вздохнув, потом, с улыбкой на лице и блеском в глазах, вспоминают своего друга и учителя.

Давайте и мы не забудем нашего скромного земляка — великого академика цирка Владилена Ивановича Левшина. Вечная ему память!

В 2012 году в Ростове-на-Дону на Ворошиловском проспекте на Аллеи Звезд открыли именную звезду Левшина. Давайте сохраним о нем великую память!

Династия Ростовцевых. Игра в мнемотехнику

В этот замечательный день хочется рассказать еще про одну талантливую цирковую династию из нашего родного города – Наталию и Юлия  Ростовцевых.

Наталья и Юлий Ростовцевы были настоящими звездами советского цирка.  Их уникальный номер в жанре мнемотехники удивлял зрителей по всей стране. Особенность номера Ростовцевых заключалась в том, что информация передавалась с помощью музыкального кода. Партнер наигрывал на музыкальном инструменте определенную мелодию, в которой была зашифрована информация, а Наталья Михайловна, обладающая абсолютным слухом, по нотам определяла слоги, буквы и цифры, загаданных зрителями фраз или предметов. Номер пользовался огромной  популярностью у любителей цирка.

Наталья Михайловна Ростовцева родилась 14 октября 1933 года в цирковой семье. Ее отец был директором шапито, мама помогала ему с бумажными вопросами.  — Я родилась в манежных опилках, — рассказывала она. — Но сама вышла на сцену только в 22 года. Вначале окончила РИНХ. Потом по распределению уехала работать экономистом в Шахты, где встретила свою любовь.  

Она остановилась в той же гостинице, что и дирижёр оркестра консерватории Юлий Ростовцев. Спустя неделю он сделал ей предложение руки и сердца. Друзья родителей, циркачи, предложили жениху и невесте приготовить на свадьбу совместный музыкальный номер. Он так понравился гостям, что скоро стал эстрадным. Как же нам было легко работать! Наверное, потому что мы очень любили друг друга.

За один из номеров артистам Ростовцевым даже присудили звание лауреатов эстрады. Суть выступления заключалась в том, что Наталья с крепко завязанными глазами с помощью музыкального мотива, который наигрывал супруг, отгадывала любое загаданное зрителями слово или фразу.

— Секрет был в моем абсолютном слухе, — вспоминала она. — Юлий с помощью нот передавал мне слоги, буквы и цифры. И я разгадывала этот шифр безошибочно. Заминка случилась только однажды. На выступление мужчина привел козу. Я ее, естественно, не видела. И никак не могла поверить в достоверность музыкального наигрыша: «В зале сидит коза…» Но все-таки произнесла эту фразу…

С этим номером артисты Ростовцевы выступили в Москве. Их заметили и пригласили в цирк Юрия Никулина, с которым они объездили полмира.

Династию Ростовцевых продолжил сын Юлия и Натальи. Виталий Ростовцев — иллюзионист, клоун и композитор. Он долгое время продолжал дело родителей, вместе со своей женой Инной он тоже демонстрировал мнемотехнику. В ходе исполнения номера «Музыкальная магия» передавал информацию партнерше, играя на синтезаторе мелодию. Одно время Ростовцевы-младшие выступали в одной программе с Эдгардом Запашным. Кроме того, Ростовцев-младший является автором многих песен о цирке.

Казалось бы, успешная цирковая династия могла бы продолжать свое существование и по сей день, как это происходит со многими другими цирковыми семьями, но, видимо, судьба решила распорядиться иначе…

После смерти Юлия Яковлевича в 2002 году над семьёй Ростовцевых будто навис рок. Выступать без мужа Наталья Михайловна уже не могла. Её удивительный талант оказался никому не нужным. Артистку быстро выпроводили на пенсию. Сломался после потери отца и Виталий. Он стал выпивать, из цирка его уволили, вскоре от него ушла жена, забрав их сына (тоже Виталия) не выдержав запои мужа.

9 апреля 2016 года на 83 году жизни Наталья Михайловна Ростовцева скончалась. Виталий покинул этот мир в 2017 году. Его сын, Виталий Витальевич (Внук Юлия и Натальи) покинул цирк и успешно  строит актерскую карьеру.

Напоследок, предлагаю вашему вниманию небольшое видео. Автор песни и исполнитель — Виталий Ростовцев.

Книжная карусель

Как и обещали, мы не оставим вас дорогие читатели без книжных обзоров на тему цирка.Лора Радзиевская « Это просто цирк какой-то» Лауреат премии «Рукопись года»

Лора Радзиевская родилась в цирковой семье. В 1989 окончила Киевский государственный университет имени Т. Г. Шевченко, русский язык и литература. Кандидат наук. Работает в сфере туризма. Лауреат премии «Рукопись года» в номинации «Современная проза» за книгу «Это просто цирк какой-то!».
Эта книга — о пути. О том, что в нашей жизни происходят вещи, которые невозможно объяснить языком логики и науки. О том, как непросто стать человеком, и о том, как важны те, кто рядом с тобой.

Эта книга — о любви, которая и есть смысл и основа всего.
Эта книга — о цирковых. Об акробатах, жокеях, фокусниках, воздушных гимнастах и эквилибристах, о том, что происходит по ту сторону форганга, о том, как живут люди манежа.
Эта книга — о жизни в цирке и о цирке в жизни.

ИНТЕРВЬЮ

С марта 2021 года в Ростовском цирке проходило яркое тропическое шоу, в лучших традициях доброго советского цирка в современной интерпретации под руководством представительницы старейшей цирковой династии Майхровских клоунессы Лулу — Елены Майхровской.

🎉

Мы взяли интервью у Евгения Бернардовича Майхровского.
Он поделился своими любимыми стихотворениями, а так же рассказал какие книги он перечитывает.

🥁БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Майхровский Евгений, клоун Май – известный цирковой артист, его имя ставят в один ряд с такими известнейшими клоунами нашей страны, как Карандаш, Юрий Никулин, Олег Попов и т.д. Кроме этого Евгений является представителем известной династии Майховских, и основателем принадлежащего ей «Цирка Май».

Евгений родился 12 ноября 1938 года в цирковой семье, его родители Бернард Вильгельмович и Антонина Парфентьевна Майхровские были акробатами. Поэтому не удивительно, что когда пришло время определяться с будущей профессией, Евгений Майховский отправился учиться в цирковое училище, которое с успехом закончил в 1965 году.

Первые его выступления после окончания училища прошли в составе молодежного коллектива «Беспокойные сердца», в 1971 году он первый раз вышел на манеж в качестве коверного, клоун Май же появился только спустя год. Май сразу же покорил зрителей – веселый добродушный, с небольшим количеством грима – яркая точка на носу, подрисованный рот и брови, Майховский создавал у присутствующих ощущение давнего знакомства.

Для постановки своих номеров Майховский регулярно использовал различные литературные сюжеты, особое внимание он уделял творчеству Чехова, которого очень любил. Считается даже, что образ Мая Евгений придумал на основании героя, циркового артиста, знаменитой «Каштанки».

КНИЖНАЯ КАРУСЕЛЬ

ГЕНРИХ БЁЛЛЬ «Глазами клоуна»

Это роман немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе 1972 года. Повествование ведется от лица главного героя — клоуна, о чем автор извещает читателя непосредственно в заглавии произведения. Ганс Шнир, который сознательно избрал для себя это поприще, отвергнув другие открытые перед ним пути, описывает происходящие события, чередуя рассказ о них с воспоминаниями и размышлениями.
«Я — клоун, официально именуюсь комическим актером, не принадлежу ни к какой церкви, мне двадцать семь лет…»
Будучи родом из богатой семьи «торговцев бурым углем», он, однако, бросил учебу в 21 год, решив стать клоуном.
«Мать вела себя просто непозволительно. Она советовала отцу послать меня углекопом в шахту, а отец ежеминутно спрашивал, кем я собираюсь стать. Я заявил:
— Клоуном.
— Ты имеешь в виду актером? — сказал он. — Хорошо… возможно, я смогу определить тебя в соответствующее училище.
— Нет, — возразил я, — не актером, а клоуном, и училища не идут мне впрок».

ИНТЕРВЬЮ

С жонглёром Динисом Чиндяскиным. Денис поделился о своем пути в профессию, трюках и какими книгами он недавно увлекся.

Книжная карусель

Наталья Варлей! И сразу ассоциация с героиней фильма «Кавказская пленница». Конечно, в этой книге есть главы, посвящённые фильму и его создателям — как же без этого! Но автор рассказывает не только смешные, но и горькие истории…

Наталья Варлей тонко, точно и остроумно повествует о работе в кино и театре, о детстве и родителях, о путешествиях, о друзьях, о своей уникальной родословной, о встречах с замечательными людьми. Герои глав книги — Юрий Никулин, Георгий Вицин, Леонид Гайдай, Нонна Мордюкова, Виталий Соломин и многие другие. Но, как и следует из названия — это книга о любви. О вечных ценностях. О поиске смысла жизни. Любимая актриса раскроет читателям то сокровенное, что раньше она доверяла только дневникам…

ГРОМКИЕ ЧТЕНИЯ 

Фрагмента автобиографии Юрия Никулина о своем первом впечатлении о цирке. В исполнении библиотекаря и ведущей фестиваля Дарьи Давыдовой
Приятного прослушивания!

Интервью

В основе жанра ручной эквилибр, в котором работает Дмитрий Васильев — равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и па разнообразных опорах, в том число и па вращающихся. Отсюда и название — ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде. Значительно позже в этом виде эквилибристики стала чаще исполняться стойка на голове, но прежнее название — ручной эквилибр — сохранилось до нашего времени.

Довольно долго характерным для номеров ручного эквилибра было построение пирамид из столов и стульев. Их ставили друг на друга в разных положениях, и на вершине таких неустойчивых пирамид, на спинке самого верхнего стула, артист выходил в стойку на руках. Номера такого плана особенно были популярны до 30-х гг..

Позднее получили распространение номера, в основе которых также была стойка на двух руках, на одной, на голове, но в качество реквизита здесь использовали не столы и стулья, а предметы легкие, портативные: тросточки, кубики и т. п. Этот реквизит сохранился в ручном эквилибре до сегодняшних дней, так как он наиболее удобен для демонстрации различных трюковых элементов.
Например, артист выходит в стойку на руках, опираясь на две тросточки, вставленные вертикально в углубление тумбы (пьедестала), затем переходит на одну руку, опускается в равновесие на локте (по-цирковому — «крокодил»), далее силовым подъемом выходит в стойку на руках. Или, стоя на руках, собирает и разбирает пирамиду из нескольких кубиков, поставленных друг на друга.

Другие трюки: стоя на голове, артист жонглирует тремя мячиками; в этом же положении ловит на ноги и на руки кольца, которые бросает партнерша; в стойке на голове крутит ногами палку с флажками на концах. Это основные фрагменты, из которых составлялись различные трюковые варианты номера.

Дмитрий рассказал как начался его путь в карьеру, какие были опасности в работе.

В Ростове нет учебных заведений для тех, кто решил посвятить свою судьбу цирку, но зато существуют несколько цирковых студий.
Нам довелось побывать на открытой репетиции, где артисты шоу «Ласта Рика» давали подрастающему поколению мастер-классы.

🤹‍♀Мы поговорили с ученицами студии «Возрождение». Они рассказали как попали в с студию и не только.
Отправляйтесь вместе с нами за кулисы Ростовского цирка.

Книжная карусель

ДИНА РУБИНА «ПОЧЕРК ЛЕОНАРДО»

Книга повествует о девушке по имени Анна, обладающей удивительным даром к ясновидению. Она пишет необычным «зеркальным» почерком, сходным с почерком Леонардо да Винчи и имеет мистическую связь с зеркалами. Её способности связаны с тем, что она является потомком Вольфа Мессинга.

В первых частях книги рассказывается о её жизни в детском доме на Украине и в приёмной семье. Приёмная мать Анны (которую тогда звали Нютой), Машута, удивляется её поведению и странному интересу к зеркалам. Понимает её лишь Элиэзер, старый чудак, пишущий таким же почерком.

В следующих частях говорится о том, как главная героиня путешествовала по миру вместе с цирком. Однако её дар предвидения приносит ей лишь несчастья: ведь изменить она ничего не может и вынуждена наблюдать, как сбываются предсказанные ею трагедии. Кроме того, окружающие из-за её способностей начинают с недоверием относиться к ней и даже бояться её.

МУЗЕЙ ЦИРКА В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ

В 2007 году Ростове открылся музей цирка, третий в Европе и второй в России. Музей, который расположился в здании Ростовского цирка, появился благодаря международному фонду артистов. Как говорят организаторы, для них важно сохранить историю манежного искусства и показать не просто его редкие атрибуты, но прошлое, настоящее и даже будущее цирка. Экспонаты сюда приносят сами артисты. Бесценным считают каждый предмет — от значка и статуэтки до книги и афиши.

Мы спросили у основателя музея и администратора Ростовского цирка как зарождался музей и какие дальнейшие гастроли ждет Ростов.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ

Судьба Ростовского цирка так же наполнена сложными жизненными перипетиями и трагедиями. Как и в жизни, почти у каждого человека есть семейная история Великой отечественной войны, так и цирк полон своих героев, которые боролись за победу над фашистками оккупантами. Кто были эти герои, узнаете из документального фильма «Цирковые сороковые» реж. Даша Давыдова.

ФИНАЛ

Дорогие друзья, наш фестиваль цирка подошел к концу, давайте поаплодируем артистам и еще раз поздравим их с профессиональным праздником!

Материал подготовила — Д. Давыдова, заведующий сектором художественной литературы.

Мы благодарим за помощь в съемках интервью — Ростовский Государственный цирк

Связанные изображения:

Яндекс.Метрика