«В рассказах Чехова нет ничего такого, чего не было бы в действительности. Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает того, чего нет на свете…»
(А. М. Горький)
Здравствуйте, дорогие читатели нашего блога !
29 января – знаменательная дата! Родился замечательный русский писатель А. П. Чехов! Интерес к творчеству нашего земляка так же, как и к его жизни, велик. Чехов – это трогательная страница русской культуры, нежной и изящной, которой мы справедливо гордимся как драгоценным и неотъемлемым достоянием русского духа и русского народного гения. Каждый рассказ или пьеса писателя – это напоминание о чем-то очень дорогом и нужном, бесконечно близком, пусть даже и невозвратном. Интересно, что Антон Павлович Чехов является одним из самых известных авторов, пьесы которых ставились наибольшее количество раз во всем мире
В творчестве Чехова есть общая закономерность: движения человеческой
души пробуждают далекое эхо в природе, и чем живее душа, чем сильнее
порыв к воле, тем звонче отзывается это эхо — в «Агафье», «Ведьме»,
«Шуточке», в рассказе «На пути», в «Черном монахе», «Скрипке Ротшильда»
— всюду, во всем пространстве чеховского творчества, до последней сцены
«Вишневого сада». Если персонаж не умер при жизни, как Очумелов, как
Пришибеев, Чимша- Гималайский и Беликов, стремление к воле рано или
поздно просыпается в нем, дает ему крылья, и тогда возникают «Дом с мезонином», «О любви», «Дама с собачкой», «Невеста», и Яков Иванов задумывается над странным порядком, когда от жизни человеку одни убытки, а от смерти польза; и когда он играет на скрипке, то ему вспоминается широкая река, синий бор, от которого теперь ничего уже не осталось, и в воображении проносятся стаи белых гусей, таких же вольных, как те необыкновенно красивые олени, которые промчались перед глазами доктора Рагина в финале «Палаты № 6».
Среди последних написанных рукою Чехова строк было и это, полное олицетворений, обращение к саду: «Неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов…» Содержательность чеховских обращений к природе в «Вишневом саде» очевиднее, чем где бы то ни было еще, как будто Чехов и в самом деле «ветвями и травами пишет людей». В той же сцене, всего лишь страницею выше, идет пошловатый, заимствованный из пустого романа безличный монолог Гаева: « О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная. Ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живешь и разрушаешь…»
Слово «сад» у Чехова (как, впрочем, и в нашем языке и, наверное, во всех языках мира) символизирует работу, движение, долгую мирную жизнь, идущую от прадедов к правнукам. Кто же станет копать землю и выхаживать саженцы в расчете на один только свой краткосрочный век, без мысли о наследниках и потомках?
Вишневый сад — один из сложнейших символов нашей литературы, обращенный к нашей душевной памяти, ко всем значениям, какие имеют в русском языке эти слова и сочетания слов: сад, вишневый цвет, красные вишни на солнце в листве, вишневые сережки; но также — зори и росы, дожди и радуги, гудение пчел и голоса птиц — вообще все поэтические ассоциации, какие только можно вообразить, вспомнить или представить себе до последней фразы: «Слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».
Вишневый сад в этой пьесе — меньше всего декорация, на фоне которой философствуют, мечтают и торгуются персонажи. Сад — олицетворение ценности и смысла жизни на земле, где каждый новый день вечно ответвляется от минувшего, как молодые побеги идут от старых стволов и корней.
Некоторые книги ,которые имеются в нашей библиотеке, мы представляем вам.
Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога Самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир-пустыня,
Душа-алтарь без божества.
А. С. Пушкин.
Посаженный Чеховым сад в Ялте был предметом особой гордости и заботы. Он был посажен по принципу «вечная весна», то есть каждое растение цвело в определенное время. Растения цвели круглый год. Сад — символ добра, человечности, уверенности в завтрашнем дне, это слово заключает в себе только положительный смысл и не имеет в нашем языке никаких отрицательных значений. И напротив, такие словосочетания, как «ударить по дереву топором», «подрубить корни», «растоптать цветок» выражают высшую степень безнравственности и безрассудства.
Читайте классику!
Ждем вас в библиотеке!
Материал подготовила и разместила библиотекарь Куприхина Л. А.