Салон модерн
Наступивший 2022 год посвящен культурному наследию народов России. К этому событию, мы подготовили данное мероприятие. На Дону люди селились издавна, они создавали памятники и традиции Ростова-на-Дону, которые живы по сей день.
Давайте отправимся в
серебряный век Ростова-на-Дону
Одним из значимых людей города в конце XIX века был городской архитектор Николай Дорошенко. Свою творческую деятельность в конце 1880 годах он начал именно в городе Ростове-на-Дону и это стало ярким началом в его грядущей биографии.После окончания Санкт-Петербургского института гражданских инженеров. Он создал проекты которые осуществляли надзор за строительством следующих городских зданий: Музея и библиотеки в Думском проезде (1893), клубного сооружения — Ротонды в Городском саду (1893), мужской и женской гимназии, училищ на Новом поселении и на Затемерницком поселении (1893-96). В те же годы он составляет проект мемориальной беседки на остатках валов Димитриевской крепости в саду Коммерческого клуба (ныне Первомайский парк).
Авторству зодчего в эти годы приписывается проект церкви Петропавловской богадельни, освещенной весной 1899 года. Исполняя должность городового архитектора, он продолжает заниматься частной архитектурной практикой. В 1897-98 им возводятся особняк А. Домбровского на Пушкинской улице (ныне музей ИЗО, ул. Пушкинская, 119), дом П. С. Черновой (ул. Б. Садовая, 27), трехэтажный доходный дом на Московской улице (ныне ул. Московская, 72).
Активную творческую деятельность зодчего прервала преждевременная смерть в конце декабря 1898 года. А в жизни, будучи авторитетным, уважаемым и опытным зодчим. Николай Дорошенко был значительно скромнее своих коллег. Занимая должность городового архитектора, квартировал в разных доходных домах, не просил положенного сверх жалованья вознаграждения за возведенные городские здания, как другие строители. После его смерти в начале января 1899 года вдова Анна Алексеевна подала в Городскую Думу прошение с просьбой о выплате, причитающегося за работу мужа вознаграждения.
Известный нам сегодня перечень построек зодчего и анализ архитектурных достоинств его зданий свидетельствует о глубоком понимании Н. Дорошенко градостроительных проблем Ростова конца XIX века. Возведенные им особняки и жилые дома до сих пор удивляют нас гармонией форм, образным строем, тонкой проработкой убранства фасадов и интерьеров. Ротонда в городском саду (ныне разрушена) и мемориальная беседка в саду Коммерческого клуба свидетельствуют о мастерстве зодчего в формировании садово-парковых комплексов. Создавая облик своих творений (и частных построек и городских зданий), Николай Дорошенко отдавал предпочтение «академическим стилям» — формам и мотивам Ренессанса, классицизма, барокко. Вероятно, считал их проверенными столетиями, универсальными среди эклектического многостилия своего времени.
Однако его творческая и человеческая биографии малоизвестны. Основную сложность составляет отсутствие документальных сведений как о нем лично, так и о его постройках; а также полноценных изображений и чертежей утраченных его творений. И все же, предварительно можно сказать, что возведенные Н. Дорошенко здания выразили его творческую манеру, проявили вкусы предпринимателей города и оказали значительное влияние на формирование историко-архитектурной среды Ростова в конце прошлого века.
Дом спроектированный и построенный Н. Дорошенко по адресу Большая Садовая, 27 оброс легендами и интересными историями. Вот послушайте.
Чтобы полностью окунуться в атмосферу поэтического театра и историю, которая связала Николая Гумилева с Ростовом-на-Дону, предлагаем вашему вниманию отрывок из пьесы «Гондла».
В годы Великой Отечественной войны здание дома пострадало. Главка и часть угловой ротонды оказались в руинах. В 1940-х годов мансардный этаж отремонтировали в упрощенном виде.
С 2003 года реконструкцией здания стал «Банк Москвы» который и сейчас там находится.
Дорогие читатели следующая наша остановка будет по адресу Ворошиловский 20/17. Он также знаменит у жителей города и гостей Ростова-на-Дону. Славен он не только необыкновенными событиями, но и своим проектировщиком.
Знаменитый Дом на Ворошиловском проспекте
Арутюн Хачатурович Закян (Закиев) 1874—1945 Родился 24 марта 1874 года в Нахичевани-на-Дону в мещанской семье Хачатура Акоповича и Сирануши Кикоровны. В 1894 году закончил в Ростове-на-Дону Петровское реальное училище. В 1895 году был призван на военную службу в Русскую императорскую армию.
Окончил институт в 1908 году — 28 мая ему было присвоено звание инженера-архитектора «с правом производства всякого рода строительных работ и составление проектов всяких зданий и сооружений».
Так в 1911 году он создал проект Доходного дома Михаила Вульфовича Ширмана (здание носит название Дом страхового общества «Россия» В 1920-х годах после прихода советской власти здание стало «Домом Печати». Там размещалась Ростовская ассоциация пролетарских писателей и клуб рабочих корреспондентов газеты «Молот». В 1922 году в здании был сформирован первый в Ростове пионерский отряд «Спартак».
Первый этаж здания предназначался для торговых помещений с самостоятельными входами с проспекта и улицы. Верхние этажи сдавались под конторы и меблированные комнаты. В залах подвала, имеющих вход из парадного вестибюля, располагались клубные помещения. Потолки там были высокие, в них попадал солнечный свет. Помещения были отделаны и оборудованы для выступлений театра эстрады. Именно здесь разместился театр-кабаре под названием «Гротеск».
На сцене театра-кабаре выступали актёры с юга России, а так же проводились вечера юмора. И в ноябре 1919 года под бурные овации публика встретила «короля смеха» Аркадия Аверченко. В 1922 году одним из зрителей стал Осип Мандельштам. Вот что он написал на страницах «Обозрения театров Ростова и Нахичевани».
В подвальном зале с небольшой эстрадой собирались журналисты и литераторы. Нередки были встречи со столичными литераторами.
Самое грандиозное выступление пришлось на 1 декабря 1925 года, когда дом посетил Владимир Маяковский.
«Он побывал в зале трижды и трижды был горячо принят публикой, состоявшей из студентов, учащихся. Маяковский читал только что оконченный цикл стихов об Америке, 7 февраля 1926 года после чтения стихов отвечал на вопросы публики, слушал и оценивал стихи молодых ростовских поэтов В. Жака, Г. Каца, С. Званцева. 28 ноября того же года здесь звучали поэмы «Хорошо» и «Владимир Ильич Ленин» и другие. Спустя сорок лет благодаря именно этим слушателям на фасаде здания появилась мемориальная доска с текстом, называющим В.В. Маяковского «лучшим талантливейшим поэтом нашей советской эпохи».
Что если бы мы, дорогие читатели оказались на встрече с Владимиром Маяковским? Давайте хоть на миг представим и услышим его устами стихотворение из сборника «Африка».
ИСПАНИЯ Ты - я думал - райский сад. Ложь подпивших бардов. Нет - живьем я вижу склад "ЛЕОПОЛЬДО ПАРДО". Из прилипших к скалам сел опустясь с опаской, чистокровнейший осел шпарит по-испански. Все плебейство выбив вон, в шляпы влезла по нос. Стал простецкий "телефон" гордым "телефонос". Чернь волос в цветах горит. Щеки в шаль орамив, сотня с лишним сеньорит машет веерами. От медуз воде сине. Глуби - версты мера. Из товарищей "сеньор" стал и "кабальеро". Кастаньеты гонят сонь. Визги... пенье... страсти! А на что мне это все? Как собаке - здрасите! 1925
На этом наш путешественный салон модерн окончен, уважаемые читатели.
На данное мероприятие нас вдохновил сборник Любови Волошиным «Серебряный век донской столицы». Вы можете взять её у нас и узнать намного больше удивительных историй о деятелей архитектуры Ростова-на-Дону, разных национальностей.
Серебряный век донской столицы :[сборник ; ред.: Я. Чевеля]. — Ростов-на-Дону : [б. и.], 2013 (1 отд. л. к.).- 299 c. : ил., фот. ; 21 см. -(Путешествия по городу Ростову-на-Донув лицах и личностях ; сборник № 2). Содерж. авт.: Л. Волошинова, О.Космынина, И. Кувалдина, Н.Мирзабекова, М. Моисеева, О. Смысленко, Я. Чевеля. — 700 экз.
Спасибо, что провели время вместе Библиотечно-информационным центром имени Ю.А. Гагарина.
Мероприятие подготовила — Д. Давыдова