По следам литературного творчества Джеймса Джойса

Личное дело к 140-летнему юбилею писателя

Джеймс Джойс – знаменитый ирландский писатель и поэт, считающийся одним из самых влиятельных авторов XX века. Мастер литературы, внесший вклад в развитие модернизма, прославился благодаря романам «Улисс», «Портрет художника в юности» и «Поминки по Финнегану», а также рассказами сборника «Дублинцы»

Книги

Творческая биография Джойса началась в 1904 году, когда он попытался опубликовать эссе под названием «Портрет художника». Материал не понравился издателям, и автор решил переработать его в роман «Герой Стивен», воспроизводивший события собственной юности, но вскоре забросил работу над произведением.

В 1907 году Джеймс вернулся к наброскам неоконченной книги и полностью их переработал, в результате чего в 1914 году на свет появился роман «Портрет художника в юности», повествующий о ранних годах жизни главного героя Стивена Дедала, очень похожего на самого писателя в молодости.

С 1906 года Джойс начал работу над сборником из 15 рассказов под названием «Дублинцы», в котором дал реалистичное изображение жизни среднего класса в столице и окрестностях в начале XX века. Эти зарисовки были сделаны, когда ирландский национализм пребывал на пике развития, они сосредоточены на идее Джойса о человеческом прозрении в поворотные моменты жизни и истории.

Композиция сборника разделена на 3 части: детство, юность и зрелость. Некоторые персонажи впоследствии перевоплотились во второстепенные образы романа «Улисс». Впервые Джойс попытался опубликовать «Дублинцев» в 1909 году на родине, но получил отказ. Борьба за выход в свет книги продолжалась до 1914 года, когда сборник, наконец, напечатали.

В 1907 году Джеймс сблизился с одним из своих учеников – Ароном Гектором Шмицем, евреем по национальности, писателем и драматургом, известным под псевдонимом Итало Свево, который стал прототипом героя нового романа «Улисс» Леопольда Блума. Работа над произведением началась в 1914 году и продолжалась 7 лет. Роман стал ключевым литературным трудом в истории англоязычного модернизма и библиографии писателя.

В «Улиссе» Джойс использовал поток сознания, пародию, шутки и другие приемы, чтобы представить персонажей. Действие новеллы ограничивалось одним днем, 16 июня 1904 года, и перекликалось с гомеровской «Одиссеей». Писатель перенес древнегреческих героев Улисса, Пенелопу и Телемаха в современный Дублин и воссоздал их в образах Леопольда Блума, его жены Молли Блум и Стивена Дедала, пародийно контрастировавших с оригинальными прототипами.

В книге исследовались различные сферы столичной жизни с упором на ее убогость и однообразие. Вместе с тем произведение является любовно детальным описанием города. Джойс утверждал, что, если Дублин будет разрушен в какой-то катастрофе, он может быть восстановлен, кирпич за кирпичом, по страницам романа.

Книга состоит из 18 глав, которые охватывают примерно один час дня. Каждый эпизод имел собственный литературный стиль и соотносился с определенным событием «Одиссеи». Основное действие происходило в умах персонажей и дополнялось сюжетами классической мифологии и порой навязчивыми внешними деталями.

Серийная публикация романа началась в марте 1918 года в нью-йоркском журнале «The Little Review», но через 2 года ее прекратили из-за обвинений в непристойности. В 1922 году книгу издали в Англии под патронажем редактора Харриет Шоу Уивер. Интересным является тот факт, что вскоре произведение запретили, и 500 экземпляров романа, отправленные в США, изъяли и сожгли на английской таможне.

Завершив работу над «Улиссом», Джойс был настолько истощен, что долгое время не писал ни строчки прозы. 10 марта 1923 года он вернулся к творчеству и начал работу над новым произведением. К 1926 году Джеймс закончил первые 2 части романа «Поминки по Финнегану», а в 1939-м книгу опубликовали полностью. Роман был написан на своеобразном и неясном английском языке, основанном, главным образом, на сложных многоуровневых каламбурах.

Реакция на произведение была неоднозначной. Многие критиковали книгу за нечитабельность и отсутствие единой нити повествования. Защитники романа, в числе которых был писатель Сэмюэл Беккет, говорили о значимости сюжета и целостности образов центральных героев. Сам Джойс сказал, что книга найдет идеального читателя, который будет страдать от бессонницы, и, завершив роман, обратится к первой странице и начнет снова.

Личная жизнь

В 1904 году Джойс встретил Нору Барнакл, женщину из Голуэя, работавшую горничной в гостинице. Молодые люди полюбили друг друга и вместе покинули Ирландию в поисках работы и счастья. Сначала пара обосновалась в Цюрихе, где Джеймс числился преподавателем в языковой школе. Затем Джойса отправили в Триест, бывший в то время частью Австро-Венгрии, и определили на должность учителя английского языка в классе, где готовили военно-морских офицеров.

В 1905 году Нора родила первого ребенка, мальчика, которого назвали Джоджио. В 1906-м, устав от монотонной жизни в Триесте, Джойс ненадолго переехал в Рим и устроился работать клерком в банк, однако и там ему не понравилось. Спустя полгода Джеймс вернулся к Норе в Австро-Венгрию и успел к рождению дочери Лючии в 1907-м.

Финансовое положение Джойса и Норы было тяжелым. Писатель не мог полностью посвятить себя творчеству, так как приходилось зарабатывать на жизнь. Он был представителем киноиндустрии, пытался импортировать в Триест ирландские ткани, делал переводы, давал частные уроки. Семья занимала одно из главных мест в личной жизни писателя, несмотря на все трудности, он до конца жизни оставался с Норой, которая стала его женой через 27 лет после знакомства.

В 1907 году у Джеймса начались проблемы со зрением, которые впоследствии потребовали более десятка хирургических операций. Были подозрения, что писатель и его дочь страдали шизофренией. Они обследовались у психиатра Карла Юнга, который сделал заключение, что Джойс и Лючия — «два человека, направлявшиеся на дно реки, один нырял, а другая тонула».

В 1930-х годах денежные проблемы отступили на 2-й план благодаря знакомству Джойса с редактором журнала «Эгоист» Харриет Шоу Уивер. Она оказала финансовую поддержку семье писателя, а после его смерти оплатила похороны и стала распорядителем имущества.

Смерть

11 января 1941 года Джойс перенес операцию в Цюрихе по удалению язвы двенадцатиперстной кишки. На следующий день он впал в кому. 13 января 1941-го он проснулся в 2 часа ночи и попросил медсестру позвонить жене и сыну, прежде чем снова потерять сознание. Родственники находились в пути, когда писатель скончался, менее чем за месяц до собственного 59-летия. Причиной смерти стала прободная язва кишечника.

Джойса похоронили в Цюрихе на кладбище Флунтер. Первоначально тело было погребено в обычной могиле, но в 1966 году, после того как власти Дублина отказали родственникам в разрешении на перевоз останков на родину, на ее месте создали мемориал писателя. Через некоторое время рядом с гранитной доской, на которой высечены цитаты из произведений дублинского модерниста, поставили статую, поразительно похожую на автора «Улисса».

Обзор литературы

Джойс, Джеймс.Портрет художника в юности : [роман] / Джеймс Джойс ; [пер. с англ. М.П. Богословской-Бобровой]. — Москва : АСТ, 2010. — 285, [1] с. ; 21 см. -(АСТ-Классика) 1500 экз. — ISBN 978-5-17-062216-0 (АСТ). — ISBN 978-5-403-02428-0 (АСТ МОСКВА) (в пер.).

 Первый и отчасти автобиографический роман  Джеймса Джойса. Роман был написан в 1907—1914 годах. В нём отражены годы становления будущего героя романа «Улисс» Стивена Дедала. Имя героя является ссылкой на древнегреческий миф о мастере Дедале, создавшем искусственную пару крыльев. Кроме того, Стивен Дедал в романе является альтер-эго Джойса.

В романе Джойс отслеживает интеллектуальное и религиозно-философское становление своего персонажа, который подвергает сомнению безоговорочную«Портрет художника в юности» является переработкой ранней рукописи Джойса «Стивен Герой», в которой автор разочаровался в 1905 году. Многие части остались не изменёнными, в то же время характер повествования кардинально отличается от ранней рукописи. Черновой вариант рукописи «Стивен Герой» был издан после смерти Джойса в 1944 году. истинность католических постулатов и устройство современного ему ирландского общества.

Джойс, Джеймс (1882-1941).Дублинцы : [рассказы] / Джеймс Джойс ; [пер. с англ. под ред. И.А. Кошкина]. — Москва : АСТ : АСТ Москва,2010 [т.е. 2009]. — 252, [1] с. ; 21 см. — (АСТ-Классика). — 1500 экз. — ISBN 978-5-17-062215-3 (АСТ). — ISBN 978-5-403-02452-5 (АСТ Москва) (в пер.).

Сборник из 15 рассказов молодого Джеймса Джойса, впервые опубликованный в 1914 году. В рассказах в импрессионистической манере изображена жизнь дублинцев средней руки. Некоторые из персонажей впоследствии будут введены автором в роман «Улисс».

Наибольшей известностью из рассказов сборника пользуется заключительный, «Мертвые», в котором собираются воедино разбросанные по остальным произведениям темы и мотивы.

В год публикации «Дублинцы» не произвели большого впечатления на читающую публику. Правда, кумир ирландской интеллигенции У. Б. Йейтс отрекомендовал новеллы Джойса как «замечательную книгу, сатирические рассказы большой силы, нечто подобное работам великих русских». Другие авторы также отметили, что сборник стоит особняком в англоязычной литературе. Эдмунд Уилсон, к примеру, считал «Дублинцев» принадлежащими — как и произведения Мура — к французской традиции «трезвой объективности», хотя музыкальность текста присуща одному только Джойсу. Эзра Паунд видел в рассказах Джойса литературное соответствие французскому импрессионизму.

Джойс, Дж. Улисс : роман / Дж. Джойс ; пер. с англ. В. Хинкинса, С. Хоружего. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2006. — 992с. — ISBN 5-352-01300-6

Роман повествует об одном дне дублинского обывателя еврейского происхождения Леопольда Блума (в настоящее время эта дата, 16 июня 1904 года, поклонниками романа отмечается как «день Блума»). Этот день Блум проводит в издательстве, на улицах и в кафе Дублина, на похоронах своего знакомого, на берегу залива, в родильном доме, где он знакомится со Стивеном Дедалом, молодым учителем в местной школе, в притоне и, наконец, в собственном доме, куда он поздно ночью приводит изрядно выпившего Дедала, лишившегося крова.

Главной интригой романа является измена жены Блума, о которой Блум знает, но не предпринимает против неё никаких мер. Канва романа и его композиционное построение имеют явные и неявные аналогии с поэмой Гомера «Одиссея». В произведении выведены и «аналогичные» персонажи: во многом автобиографичный Стивен Дедал (сюжетная линия Телемаха), Леопольд Блум (Одиссей, латинская форма этого имени Улисс послужила названием романа), Молли Блум (Пенелопа). Одной из главных тем романа является тема «отец-сын», где в роли первого символически выступает Блум, в роли второго — Стивен. В романе находят отражение литературные стили и жанры различных эпох, стилевые особенности писателей, которых Джойс пародирует или которым подражает.

Мероприятие подготовила — Д. Давыдова

Связанные изображения:

Яндекс.Метрика