Лидия Гинзбург — литература в поисках реальности»

Литературный портрет

к 120-летию со дня рождения советского и российского литературоведа, писательницы.

«Откуда эта потребность подбирать чужие слова? Свои слова никогда не могут удовлетворить; требования, к ним предъявляемые, равны бесконечности. Чужие слова всегда находка — их берут такими, какие они есть; их всё равно нельзя улучшить и переделать. Чужие слова, хотя бы отдалённо и неточно выражающие нашу мысль, действуют, как откровение или как давно искомая и обретённая формула. Отсюда обаяние эпиграфов и цитат.» Лидия Яковлевна Гинзбург

Лидия Яковлевна Гинзбург — серьезный и глубокомысленный литературовед и мемуарист. Ее воспоминания легли в основу многих биографических статей о писателях и поэтах XX века. Ее книги заставляют задуматься и поразмышлять, их философские и психологические звучания затрагивают сердце и разум.

ДЕТСТВО

Родилась в Одессе 18 марта 1902 года, в семье инженера Якова Моисеевича Гинзбурга и Рахили (Раисы) Давидовны Гинзбург. Ее отец считался крупным специалистом в области бактериологии, а брат Виктор (творческий псевдоним — Типот) стал впоследствии известным мастером эстрады и музыкального театра.

В детстве носила имя Люся. После смерти отца в декабре 1909 года жила и воспитывалась у дяди — инженера-химика Марка Моисеевича Гинзбурга.

В восемнадцать лет девушка окончила среднюю школу, и перед ней стал выбор: какую жизненную дорогу избрать? Чему посвятить свою молодость и дальнейшую жизнь?

Брат Виктор, увлекающийся театральным искусством и создавший свой собственный театр миниатюр, пригласил ее играть на своих подмостках. Более года Лидия Гинзбург пробовала себя в амплуа актрисы, выступая вместе с Аркадием Погодиным и Риной Зеленой.

Но актерская карьера не увлекла девушку, и в 1922 году она переехала в Петроград, где поступила на словесное отделение Высших государственных курсов искусствоведения Института истории искусств. Здесь ей посчастливилось учиться у Ю. Тынянова, Б. Эйхенбаума, В. Жирмунского, В. Шкловского. После окончания учебы в 1926 году Л. Гинзбург была оставлена в аспирантуре института, затем переведена в научные сотрудники.

Молодая аспирантка начинает работать над своими первыми научными трудами в сфере литературы и словесности. Ее ранние произведения относятся к «русскому формализму» — обществу изучения теории поэтического языка, а также близки к литературно-художественному авангардизму — экспериментированию с новыми концепциями, максимальному упрощению изображаемого предмета. Планировали даже издать работы Лидии Гинзбург в сборниках «Радикс» и «Ванна Архимеда».

Начинающий научный работник занималась изучением разнообразных эссе, мемуаров, дневников, автобиографий, благодаря чему создала собственную теорию о «промежуточной литературе», ее важности и влиянии на общественную культуру.

ЮНОСТЬ

Период конца 1920-х — начала 1930-х годов характеризуется жесткими нападками на учения «формальной школы» со стороны властей, а позднее и жестокой травлей приверженцев этой теории.

По указу свыше институт, в котором работала Лидия Гинзбург, закрыли, и она была вынуждена стать обычным преподавателем на факультете. В 1933 году Лидия Яковлевна даже пережила двухнедельный арест, который, впрочем, не имел серьезных последствий.

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ

В 1935 году Гинзбург Лидия Яковлевна была принята в Союз писателей, а в 1940 году защитила докторскую диссертацию при Ленинградском университете (ЛГУ) монографию «Творческий путь Лермонтова».

Великую Отечественную войну Лидия Гинзбург встретила в Ленинграде, пережила страшнейшую в истории блокаду, похоронила мать, умершую от голода.

Несмотря на возможные личные страхи и переживания, во время оккупации Лидия Яковлевна старалась приносить пользу родине, она работала штатным редактором ленинградского радиокомитета. Ее воодушевляющие программы и передачи вселяли бодрость и уверенность в изголодавшихся, страдающих людей, были пронизаны духом настоящего патриотизма и любви к родной земле.

За мужество и отвагу Гинзбург Лидия Яковлевна в июне 1943 года была награждена медалью «За оборону Ленинграда».

То страшное время, которое пережили многие в оккупированном городе, а также все ужасы и кошмары блокады Лидия Гинзбург отразила в своих последующих мемуарах, а также в книгах, основанных на воспоминаниях очевидцев.

ЗАПИСКИ БЛОКАДНОГО ЧЕЛОВЕКА

Идея написать книгу «Записки блокадного человека» пришла к ней не сразу, а лишь со временем, когда она стала задумываться над тем, что означают для народной памяти те долгие дни блокады Ленинграда.

Произведение основано не на одних воспоминаниях писательницы. Перед тем как отдать книгу издателям, Лидия Гинзбург провела много времени за разговорами с пережившими блокаду людьми, она глубоко размышляла над тем, каким образом необходимо упомянуть о том или ином факте, что следует описать или объяснить непосвященному читателю.

Произведение «Записки блокадного человека» представляет собой одно из ценных свидетельств пограничного опыта человека, оказавшегося в блокадном городе. И этот человек — женщина в ее повседневной действительности. В тексте автор постоянно обращается к оппозиции женского и мужского взглядов на происходящее.

Вторую часть книги занимает «Проза военных лет», куда входят произведения, написанные в 1942–1945 годах. Они относятся к тому роду словесности, который Гинзбург позднее назвала «промежуточной литературой», поскольку он одновременно объединяет в себе и документальное, и художественное начало.

День ленинградской весны 1942-го. Впрочем, слово «весна» звучало странно. Хлебный паек повысили, по размороженным улицам нерешительно ходили трамваи. Немцы по несколько раз в день обстреливали город…

День ленинградской весны 1942-го

«Весна» – звучит так слово странно…
Душа согрелась, будто бы зима
Ушла совсем…
Другая данность…
Смерть рядом…
Взрыв из-за угла.
Я верю?
Сущности моей существование осталось?
Первичность холода, смертей
Свет Солнца Божий растворяет…

О периоде блокады есть много разнообразных книг и произведений, написанных как очевидцами, так и историками, и политологами. Примечательно, как изобразила в своем труде ощущения и чувства несчастных людей Лидия Гинзбург. «Записки блокадного человека» наполнены горечью и страданиями, голодом и холодом, но никак не страхом. Это потому, что сама отважная женщина, пережившая все на личном опыте, никогда не испытывала ужаса. Она всегда знала, что необходимо держаться и идти вперед, чего бы это ни стоило.

«Записки блокадного человека» были переведены и изданы на многих языках мира.

Однако после идеологической «чистки» 1946 года вновь попала в число «неблагонадежных», из-за чего ей не удалось устроиться на работу в ЛГУ.

1947 по 1950 гг. Лидии Гинзбург приходилось делить жизнь между Ленинградом и Петрозаводском, где она состояла доцентом кафедры литературы Карело-Финского университета.

Как стало известно впоследствии, готовилось дело о «еврейском вредительстве в литературоведении», где Л. Гинзбург была отведена одна из ведущих ролей. Если бы не смерть Сталина, Лидия Гинзбург могла бы попасть под страшную статью «враг народа» и потерять не только работу или свободу, но и жизнь.

В 1957 году Лидия Яковлевна выпускает монографию «Былое и думы» Герцена», которая легла в основу ее докторской диссертации. С этой поры она входит в число ведущих филологов Союза, обладает высоким не только научным, но и нравственным авторитетом.

Позднее Гинзбург издает такие важные по литературоведению труды, как «О психологической прозе», «О лирике», «О старом и новом», «Литература в поиске реальности» и др.

Вклад, который внесла Гинзбург в отечественную литературу, не ограничивается лишь одними ее мемуарами и воспоминаниями.

Образованная и здравомыслящая, подмечающая мелкие детали и умеющая мгновенно вникнуть в суть дела, остроумная и конкретная — вот какой была замечательная писательница Лидия Яковлевна Гинзбург, цитаты и афоризмы которой до сих пор считаются актуальными и поучительными.

Вот некоторые из них:

«Ужасно, что быть несчастным легко. Счастье же, как и все прекрасное, дается с трудом».

«Идеальная старость — естественное и примиренное изживание сил».

«Человека, вредящего в силу убеждений, можно переубедить; человека, вредящего по личной злобе, можно смягчить. Только вредящий из страха неуязвим и непреклонен».

Спасибо за внимание!

Связанные изображения:

Яндекс.Метрика