Театральная жизнь в эпоху расцвета российской драматургии

Видеолекторий

К Международному Дню Театра

Уважаемые читатели!

27 марта во всем мире отмечается Международный день театра — профессиональный праздник деятелей театрального искусства, учрежденный в 1961 году в Вене на IX конгрессе Международного института театра при ЮНЕСКО.

Русская театральная школа богата и разнообразна. Многие специалисты сходятся во мнении, что она уникальна и служит образцом для подражания и изучения для многих зарубежных школ. 

Два великих события в театральной жизни знаменуют собой конец 19 века – рождение драматургии Антона Павловича Чехова и создание Художественного театра. В первой же пьесе Чехова «Иванов» обнаружились новые черты: отсутствие деления персонажей на героев и злодеев, неспешный ритм действия при огромной внутренней напряженности. В 1895 году Чеховым была написана большая пьеса «Чайка». Однако спектакль, поставленный по этой пьесе Александрийским театром провалился. Драматургия требовала новых сценических принципов: Чехов не мог прозвучать на сцене без режиссуры.

22 июня 1897 года состоялось самое важное свидание в истории театральной жизни. Именно тогда в ресторане «Славянский базар» встретились именитый режиссёр Константин Сергеевич Станиславский и драматург Владимир Иванович Немирович-Данченко. На свидании, как принято, они признавались в любви, но не друг к другу, а к театру. Длилось свидание почти 18 часов! За это время Станиславский и Немирович-Данченко успели договориться о создании нового театра, определить его основные принципы (всё как у берлинской «Свободной сцены» и парижского «Свободного театра»: ансамблевость, подчинение всех составляющих спектакля единому замыслу, достоверность в создании антуража), а также продумать репертуар и состав труппы.

 А в 1898 году Станиславский вместе с Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский художественный театр (МХТ), в труппу которого вошли актеры Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко из Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества.

Начались организационные дела — поиски пайщиков, помещения, приглашение актеров, поездки в экспедиции за сбором исторического материала. И наконец — репетиции. Они проходили на даче у одного из участников Общества искусства и литературы под Пушкино. Участники работы поселились рядом, под репетиции был отведен большой сарай. В процессе работы не только готовились спектакли, но и создавался новый коллектив. Открывать театр решили трагедией А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», которая так ни разу со времени написания не появилась на сцене и была для зрителя нова.

На сцене увидели не актеров, играющих в «публику», а подлинных живых людей, говорящих между собой самым обыкновенным, не приподнятым тоном, словно у себя дома. Людей свободно двигающихся и даже поворачивающихся спиной к зрителю (что казалось особо дерзким). Душевность и простота игры, естественность полутонов и пауз трогали всех правдивостью. Причем даже те, кто играл выходные и бессловесные роли, не были манекенами, а создавали свой маленький художественный образ.

Среди пьес, намеченных к постановке в первом сезоне, была и чеховская «Чайка»… Премьера «Чайки» окончилась настоящим триумфом. Чехову была послана подробная телеграмма.

«Так родился новый театр—театр режиссерский, которому принадлежит век XX…»

(из книги В.Ф.Федоровой «Русский театр ХIХ века»)

С 1900-х годов Станиславский стал разрабатывать учение о творчестве актера, впоследствии ставшее известным как система Станиславского. В 1912 году совместно с режиссером Леопольдом Сулержицким он организовал при МХТ Первую студию, в которой преподавал по своей системе.В 1918 году Константина Станиславского пригласили создать при Большом театре оперную студию, вскоре ставшую самостоятельной и получившую название Оперного театра студии имени К.С. Станиславского (ныне Московский академический Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Режиссером были поставлены оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского, «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини.

Можно сделать заключение, что театральное искусство России первой половины двадцатого века характеризуется одним словом – «Станиславский». Он стал настоящей легендой во всем мире. Его система внесла в развитие российской драматургии неоценимый вклад, она создала новую эпоху театра.

В нашем БИЦ имени Ю.А.Гагарина вы можете познакомиться с книгой Станиславского «Моя жизнь в искусстве». Он хотел написать не обычную автобиографию, а описать последовательную, логическую и нормальную эволюцию, пережитую артистом в своем искусстве. Из своей насыщенной событиями и впечатлениями жизни Станиславский отобрал только те факты, которые помогали раскрытию его основной творческой темы. 

Станиславский, Константин Сергеевич.   Моя жизнь в искусстве / К. С.Станиславский. — Москва : Искусство,1983. — 424 с. : 41 л. ил. ; 20 см. -ISBN В пер. (В пер.) : 2 р. 70 к.16691

Мероприятие подготовила Любанова М.Е.

Связанные изображения:

Яндекс.Метрика