Киновечер «Парадоксы и противоречия авторского кино»

Роберт Брессон, один из режиссеров авторского кинематографа, говорил: «Киноаппарат — поразительно точный инструмент для раскрытия сути вещей, сути людей: ваши глаза не дают вам возможность все это увидеть. Кино — это средство для совершения открытий. Фильм — путешествие в неизвестность. Тут не может быть ошибки. С популярными актерами и актрисами вы неизменно движетесь в сторону чего-то знакомого. Вам заранее известна их реакция в тот или другой момент, и это никак не способствует раскрытию человеческой личности».

Добрый вечер, дорогие наши читатели!

27 августа в России отмечается День российского кино — праздник профессиональных кинематографистов и всех, кто поддерживает и любит российское кино.

Наше сегодняшнее мероприятие посвящено российскому авторскому кино!

Что же такое авторское кино?

Авторское кино — это некоммерческие фильмы, снятые небольшими киностудиями с иной целью, нежели зарабатывание денег. Такое кино, как правило, противопоставляется зрительскому.  Авторское кино не ставит своей задачей потакать интересам зрителя. Оно выражает антропоцентрическую точку зрения на мир, то есть очень определенное и конкретное видение одного конкретного человека, автора, режиссера.

У понятия «авторское кино» нет четкой даты возникновения. Как водится, концепция, появившаяся в киноиндустрии, витала и развивалась на протяжении многих лет, пока не оформилась окончательно. Еще в середине 20-х гг. XX в. различными деятелями кинематографа высказывалась мысль, что при создании кинокартины должен быть единственный человек, задающий её тон и ритм подобно композитору симфонии.

По теории авторского кино кинокартина является произведением искусства, а режиссер – автором и ключевой фигурой всего процесса. И это в корне отличалось от кинематографа первой половины XX в., где фильм был проектом киностудии с совокупной работой сценаристов, режиссера, оператора, актеров и композитора.

В 1961 г. теория активно начинает использоваться в американских журналах, освещающих киносферу. Что стало дальше, мы знаем: сегодня авторское кино – абсолютно официальный и признанный в киноиндустрии термин для обозначения фильмов определенного рода.

Авторское кино по литературным произведениям порой меняет впечатление от прочитанной книги. Бывает даже так, что режиссер вкладывает в свой фильм совсем другой смысл, противоречащий первоначальному замыслу автора литературного произведения.

Географ глобус пропил

Автор романа — Алексей Иванов. Режиссер фильма — Александр Велединский

Время действия в фильме было перенесено из бандитской эпохи лихих девяностых в эпоху соцсетей  и  айфонов. Главный герой, учитель географии в пермской средней школе Виктор Служкин (Константин Хабенский), старше своего романного прототипа лет этак на десять, но пьет так, словно девяностые и не проходили, а он только что закончил университет. Хабенскому удалось изобразить вечно актуальный для России образ лишнего человека, неустроенного русского интеллигента, страдающего на фоне всеобщей беспросветной безнадеги, гнетущей провинциальной тоски и вечного застоя. Если убрать смартфоны и компьютеры из фильма, много ли изменилось в жизни русской провинции? И что делать, а вернее — куда себя деть человеку вроде Виктора Служкина?

А вот мнение Юрия Гладильщикова: «Фильм — о бесперспективности жизни вообще, и прежде всего жизни российской, которая является обобщением жизни мировой интеллигенции. Фильм — об интеллигенции».

Сам Алексей Иванов так отзывался об экранизации: «Роман в этом фильме живой. Конечно, многое утрачено, потому что перевести одну художественную систему в другую — это путь, сопряженный с определенными потерями, причем потерями неизбежными, но с другой стороны, на этом пути есть и приобретения. Я думаю, что все получилось как нельзя лучше, потому что и дух романа сохранен, и основная фабула тоже».

Похороните меня за плинтусом

Автор повести — Павел Санаев. Режиссер фильма — Сергей Снежкин

Маленький мальчик живет с бабушкой и дедушкой, потому что его мама его бросила, чтобы жить с мазилой-кровопийцей – по крайней мере, так мальчику говорят. Бабушка из кожи вон лезет, лишь бы мальчика накормить и полечить, дедушка – народный артист, приносит домой бешеные деньги, мальчик все время болеет. Иногда, очень редко, раз в год на день рождения мама приходит, она хочет его забрать. Бабушка жульничает и вырывает страницы из календаря, чтобы дня рожденья не было. Бабушка кричит, проклинает внука – от любви, всепожирающей и всеудушающей.

Павел Санаев собирался сам снимать кино по своей книге, но вместо этого стал делать блокбастер «На игре» (2009), экранизацией занялся Сергей Снежкин. Санаеву эта экранизация теперь страшно не нравится, как и многим фанатам его книги.

Снежкин действительно очень сильно сжал действие – в полтора дня, оставив от мальчика тень. В книжке это живой и хитрый пацан, живущий с бабушкой по ее правилам, изредка припадающий к матери, как к единственному эмоциональному источнику, тайком прыгающий по крышам и падающий в яму с цементом. В фильме – страдательное причастие, чистое дитя.

Санаев написал про мальчика, Снежкин сосредоточился на бабушке, которая любит своего внука, как умеет – страшная, плотоядная бабушка (гениальная Светлана Крючкова). В жизни маленького мальчика из повести, наряду с клизмами, был отпуск с мамой в Сочи, дружба с соседскими мальчишками. В жизни Саши из фильма нет ничего кроме клизм и ощущения близкой смерти – похороны мышонка, угрозы бабушки, собственная болезненная полупрозрачность. А в жизни бабушки этот ребенок – последнее, что связывает ее с реальностью. Первенец умер в эвакуации, дочь – шлюха, муж – предатель, и вот это вот мерцающее маленькое существо – последнее, что у нее осталось, ее любовь, ее собственность, ее пища, лишившись которой, она немедленно умрет, и она это очень хорошо знает.

Овсянки

Автор повести — Денис Осокин. Режиссер фильма — Алексей Федорченко

Философская драма «Овсянки» получила настоящее признание во время Венецианского кинофестиваля в 2010 году, когда после премьеры фильма Квентин Тарантино, находившийся в жюри, стоя аплодировал на финальных титрах.

Главный герой фильма Мирон Алексеевич Козлов живет в Нее, маленьком городке из числа тех, о которых сегодня никто и не вспомнит. В этих краях когда-то жило древнее финно-угорское племя Меря, окончательно исчезнувшее лет четыреста назад. Несколько брошенных деревенек, речки с причудливыми, но красивыми именами, пара-тройка обрядов – все, что осталось от этих древних людей. Однако многие здесь по-прежнему считают себя представителями Меря, в том числе и сам Мирон Алексеевич. Вместе с фотографом по имени Аист Всеволодович они отправляются в Мещерскую поросль, чтобы похоронить умершую жену Мирона согласно древним мерянским заповедям. По пути они вспоминают о своем прошлом и предках, размышляя о смысле всего сущего и своем предназначении.

ЗУЛЕЙХА ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА

Автор романа — Гузель Яхина. Режиссер фильма — Егор Анашкин

Действие романа начинается в 1930 году и продолжается до 1946 года. В центре повествования — судьба молодой татарской женщины Зулейхи Валиевой, которая живет со строгим мужем и суровой свекровью в деревне в ежедневном рабском труде и постоянных унижениях. Представители новой власти во главе с коммунистом Иваном Игнатовым убивают ее мужа, а беременную Зулейху вместе с другими «кулаками», жителями деревень, петербургскими интеллигентами и прочими «врагами народа» везут в вагонах для скота в Сибирь, где на голом берегу Ангары те, кто смог выжить, строят «социалистический поселок» Семрук. Главным для маленькой женщины в этой новой жизни становится сын Юзуф и материнская самоотверженная любовь к нему.

В основе романа о жизни и судьбе раскулаченных лежит история переселения бабушки писательницы. Гузель Яхина поместила свою героиню Зулейху в ту же эпоху (с 1930 по 1946 годы) и провела ее тем же маршрутом: Казань — Красноярск — спецпоселение на Ангаре.

После нашего мероприятия Вам, возможно захотелось прочитать книгу и сравнить с ее фильмом, тогда приходите к нам. Все книги, о которых мы Вам сегодня рассказала есть в нашем Библиотечно-информационном центре имени Ю.А. Гагарина.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Материал подготовила Хоменко Е.В.

Библиографическое описание представленных книг:

Осокин, Денис (1977-).  Овсянки : двадцать семь книг :[рассказы, повесть] / Денис Осокин. — Москва : КоЛибри, 2011. — 620, [1] с. ;19 см.

Яхина, Гузель Шамилевна. Зулейха открывает глаза : [роман] /Гузель Яхина ; [предисл. Людмилы Улицкой]. — Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2018. — 508, [1] с. ; 21 см.

Иванов, Алексей. Географ глобус пропил : [роман] /Алексей Иванов. — Москва : АСТ ; Санкт- Петербург : Азбука-классика, [2008]. -507, [1] с. ; 22 см.

Санаев, Павел Владимирович. Похороните меня за плинтусом : роман / Павел Санаев. — Москва : АСТ : Астрель, 2008. — 283, [2] с. ; 21 см.

Связанные изображения:

Яндекс.Метрика