«Откроем дверь в страну мелодий»

Музыкальное путешествие

«Мне снилась музыка…Во мгле

Такая в ней светилась сила!

И все, что было на земле,

Все из нее происходило»

Владимир Лазарев

Дорогие друзья!

1 Октября  мы отмечаем Международный день музыки.

Этот праздник был учрежден в  1975 году по решению ЮНЕСКО. Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки являлся композитор Д.Д.Шостакович. В этот день во всем мире звучат музыкальные сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Музыка – это своеобразное свидетельство эпохи: она многое может рассказать о стране и о ее культуре в целом. Музыка открывает перед нами двери в другие времена и дарит возможность бесконечного путешествия. Она легко может разбудить наше воображение и память, привести с собой воспоминания – как радостные, так и грустные.

Мы приглашаем вас в музыкальное турне по разным странам, где вы  познакомитесь с национальными инструментами и историей их возникновения. Во время путешествия вы откроете для себя много нового и интересного!

И начнем мы с России.

Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в., но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с полусферическим корпусом и тремя струнами в русской версии.

Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.

А знаете ли вы, что в Хабаровске стоит памятник этому трехструнному инструменту?

Давайте послушаем, как звучит балалайка.

Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный

инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.

А сейчас мы перенесемся в Великобританию.

Существует ряд музыкальных инструментов, которые заслуживают внимание как исторические, так и уникальные.

К таким инструментам можно отнести волынку, которая широко популярна в Британии, Ирландии и Шотландии. Первое упоминание волынки на островах принадлежит валийскому монаху Камбренсису (Cambrensis), и датируется 12-м веком. Используя слово «Chorus» он явно указывал на волынку.

Сегодня волынка – официальный инструмент военных оркестров и церемоний для англоязычных стран. Кроме того, с ростом интереса к стилю «фолк» и национальной музыке и танцу, многие виды волынок снова стали популярны. Они снова играют на свадьбах и танцевальных вечеринках Европы, а традиции их изготовления бережно реконструируются. Самая популярная и распространенная в мире волынка — безусловно шотландская: Great Highland Bagpipe. (Большая Высокогорная Волынка). Она состоит из большой воздушной сумки и пяти трубок: три для создания многоголосия (дроны), одна для вдувания воздуха и еще одна с игровыми отверстиями.

Настала очередь южной Испании.

Именно в Испании кастаньетами пользовались больше, чем в других странах. Кастаньеты — ударный музыкальный инструмент, представляющий собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком.

Следующей точкой нашего турне станет Италия.

Мандолину изобрели именно в Неаполе представители семьи Виначиа. Мандолина — струнный щипковый музыкальный инструмент итальянского происхождения, имеет небольшие размеры и является разновидностью лютни, но при этом имеет менее длинный гриф и меньшее количество струн. Для многих мандолина с характерным для нее тремоло ассоциируется с итальянскими народными мелодиями.

Хотите ли вы отправиться в Америку?

Музыкальный инструмент, появившийся на территории США и ставший неотъемлемой частью традиционной американской культуры, — это банджо. Это сильно видоизменённый наследник каких-то африканских или арабских предков, однако в своём классическом виде он встречается лишь у американцев.

Настоящее классическое банджо — довольно сложный в изготовлении инструмент. Игра на нём предполагает несколько разных техник, в том числе и без железных медиаторов.

А что насчет Южной Америки?

Музыканты Перу и Боливии часто поют и танцуют под аккомпанемент Колокольцев, барабанов и флейт Пана. Флейта Пана – старинный духовой деревянный инструмент, обладающий утонченным пасторальным тембром и эффектным внешним видом. Данная флейта названа в честь одного из богов древнегреческого пантеона – Пана, которого обычно изображали с подобным инструментом, называемым «сиринксом».

Предлагаю вам перенестись на Восток – в Японию.

Самый известный среди всех японских инструментов – это сямисэн.  Аналог нашей

русской балалайки. Этот инструмент имеет достаточно широкий тембральный диапазон, что обеспечивает ему широкое применение. Сямисен изготавливается из дерева, имеет всего 3 струны, а его корпус обтягивается кожей. Играют на нём с помощью плектра. Изменяя размеры шейки, материал струн и плектра, можно варьировать тембр этого инструмента. Благодаря этому существует огромное количество разновидностей этого инструмента.

Существует ряд музыкальных инструментов, которые малоизвестны широкому кругу слушателей. Давайте познакомимся с этими необычными инструментами.

Удивительные музыкальные инструменты

Поющее дерево в Барнли

Дерево это, расположенное на вершине Ланкашира, в Англии, совсем не природного происхождения. Его автором являются архитектор Майк Тонкин и Анна Лю. Дерево представляет собой музыкальную скульптуру, выполненную из железных труб разного диаметра и длины, сложенных спиралеобразно. Звук извлекается, благодаря ветру, и слышен на большие расстояния.

Лазерная арфа

Не совсем полноценный музыкальный инструмент, а скорее  устройство, которое

управляет звуками других инструментов, например, синтезаторов. Получить звук с помощью лазерной арфы очень просто: нужно перекрыть лазерный луч рукой. Лазерную арфу изобрел в 1976 году Джефри Роуз, теперь же ее можно встретить и в концертном исполнении, и в кабинетном. Наиболее популярным исполнителем на лазерной арфе можно считать Жан-Мишель Жарра, который использует ее в своем лазерном шоу.

Диджериду (австралийская труба)

Это традиционный музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Термиты выедают сердцевину длинных стволов эвкалипта, образуя внутри полость. Аборигены находят такие стволы, очищают от трухи внутри и оснащают трубу мундштуком из пчелиного воска. Затем инструмент, длина которого может достигать трех метров, украшают рисунками. В основе игры на диджериду лежит техника непрерывного дыхания — одновременный выдох через рот при вдохе через нос. Традиционно инструмент использовался как аккомпанемент во время ритуалов, чтобы помочь шаманам входить в транс. С диджериду экспериментируют современные исполнители эмбиент, электронных, этнических и других жанров.

Глюкофон

Глюкофон является молодым и современным инструментом, относящимся к лепестковым барабанам. Прототипом инструмента в 2007 году стала половинка газового баллон. Глюкофон состоит из двух чаш, на одной из которых присутствуют своеобразные лепестки разного размера, а на второй (нижней) — резонирующее отверстие, через которое выходит звук. Звучание глюкофона просто космическое, поклонники этого инструмента утверждают, что он помогает развить слух и чувство ритма, стоит просто положиться на свою интуицию и ощущения от игры. Играть на глюкофоне очень просто: нужно просто к нему прикасаться (руками или палочками). Чем меньше и тоньше глюкофон, тем выше он звучит. Тот же принцип работает и с размером

Предлагаем Вашему вниманию книжный обзор «Наполним музыкой сердца». Произведения, в которых интересным живым языком рассказывается о происхождении инструментов, о жизни музыкантов, а так же увлекательные путешествия в мир музыкальной грамоты.

Кленов, Аркадий Семенович

Там, где музыка живет : [Музыкальное воспитание в семье] / А. С. Кленов. — 3-е изд., испр. — Москва : Педагогика- пресс, 1994. — 132, [19] с.

Эта книга поможет  развить  воображение, фантазию, творческие способности. Авторы рассказывают о том, где живет музыка, как она рождается,  о тех, кто ее создает, о музыкальных инструментах разных времен и народов, о значении музыки в жизни людей. Эта книга — беседа, игра. Читайте ее не торопясь, по частям. И если после чтения книги у вас появятся   вопросы, то это хорошо.  Это значит, то, о чем идет речь в книге, вас  заинтересовало.

Левашова, Галина Яковлевна.

Рассказы из музыкальной шкатулки / Галина Левашева. — [2-е изд., испр. и доп.]. — Ленинград : Детская литература, 1975. — 141 с.

Книга открывает перед юным читателем замечательный мир музыки, помогает понять, какие мысли и чувства она вызывает, как нужно её слушать и что значит — любить музыку.

Васильев, Юрий Александрович.

Рассказы о русских народных инструментах / Ю. Васильев, А. Широков. — 2-е издание. — Москва : Советский композитор, 1986. — 87,[1] с.

Книга в живой, увлекательной форме знакомит юного читателя со всеми разновидностями русских народных музыкальных инструментов — их устройством, историей и бытованием в наше время.

Абрамян, Г.В.

Мастер Триоль : Сказка. [Для мл. школ. возраста] / Г. Абрамян; Рис. В. Трубковича. — М. : Дет. лит., 1981. — 96 с.

Прочитав эту книгу, вы откроете дверь в волшебный мир музыки, научитесь трепетному отношению к ней. После прочтения классика с ее итальянской терминологией уже никогда не будет казаться чем-то чуждым.

Левашева, Галина Яковлевна.

Скоро премьера! : Рассказы о муз. театре : [Для сред. шк. возраста] /Галина Левашева ; [Худож. Е. Чехановец]. — Л. : Дет. лит. Ленингр. отд-ние, 1991. — 157, [2] с.

Можно ли рассказать музыку? Можно ли заглянуть за кулисы музыкального театра, листая страницы книги? Можно. Автор рассказывает об удивительном мире оперы, превращая читателей в зрителей и актеров. Это не монолог, а яркая и животрепещущая беседа, которая не оставит равнодушным ни ребенка, ни взрослого.

Дашевская, Нина Сергеевна.

Около музыки : [рассказы : для старшего школьного возраста] / Нина Дашевская ; иллюстрации Евгении Двоскиной. — [2-е изд., стер.]. — Москва : КомпасГид, 2018. — 122, [2] с.

Книга о подростках и о том, как благодаря музыке рождаются новые чувства, появляются друзья.

В сборнике восемь отдельных рассказов, но смотрятся они цельно, как повесть. Истории проникновенны, в каждой из них открывается часть души героя. Книга даёт понять, что все люди разные, а нам нужно учиться понимать других, таких непохожих на нас, людей.

Рекемчук, Александр Евсеевич.

Мальчики : [Повесть] / Александр Рекемчук. — М. : Олимп : АСТ, 2001. — 220, [2] с.

У детдомовского мальчишки Жени Прохорова абсолютный слух и редкой красоты голос. Директор хорового училища приглашает мальчишку из маленького провинциального городка в Москву. Праздничная Москва ошеломила и восхитила Женю. И начались для него небывалые испытании. В огромной студии с симфоническим оркестром он записывает новую песню, которую транслируют по радио, a красавица москвичка Майя влюбилась в юного певца без памяти. Однако случилось так, что редкий голос исчез…

Дорогие друзья, наше путешествие подошло к концу.

Сможете ли вы назвать все существующие музыкальные инструменты? Хотя бы современные и широко распространенные?  Человечество всегда тянуло к музыке, к созданию особых звуков, для чего использовались любые подручные материалы. С развитием технологий всё больше инструментов становятся электронными и цифровыми, приобретая новые возможности, но теряя при этом свою уникальность и неповторимость каждого экземпляра.

И закончить его мы  хотим словами великого композитора Дмитрия Борисовича  Кабалевского 

«Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее»

До новых встреч! Спасибо за ваше внимание.

Связанные изображения:

Яндекс.Метрика