Фольклорная встреча. «Казачья культура верхнего Дона».

(К Году народного искусства и материального культурного наследия).

Россия — огромная страна, на ее территории живет множество народов с разными культурными особенностями, чертами характера и историей. Народообразующее население Ростовской области составляют донские казаки. Известно, что до 1920 года Ростовская область относилась к области Войска Донского, и именно казаки составляли большую часть ее населения. Казаки живут не только в России, каждый год со всего мира приезжают потомки эмигрировавших казаков на родину предков, чтобы приобщиться к казачеству — явлению, связывающему людей единством духа, морали и культуры. Они до сих пор чтят свои традиции, обычаи и бережно относятся к истории.

«Понимая свое происхождение, понимать свое предназначение» — это выражение, пожалуй, наиболее полно отражает весь смысл изучения донских традиций, обычаев, культуры и искусства, а также явлений, связанных с жизненным кругом. В истории России казаки представляют собой определенный социум, который в свое время позволил могущественной империи дорасти до огромных размеров и закрепиться на новых землях, которые впоследствии стали полноправными частями великой страны.

Отличие между верховыми и низовыми внутри самих казаков объясняется так — низовые считаются самыми старшими среди всех казаков, т.к. они единственные не сходили со своей земли никогда, в то время как верховые были вынуждены под натиском и угрозой геноцида времен Тамерлана уходить на новгородские и северские земли, частично смешиваясь с местным населением, и вернувшиеся со временем обратно уже с подмесом (в силу чего низовые казаки более темные, кареглазые, а верховые более светлые и серо-зеленоглазые, в том числе еще потому, что на верхнем Дону были приняты и остатки ушкуйников Новгорода).

Типичные черты казака:

Мужество и отвага были главными составляющими настоящего казака.

Так же типичными чертами характера являлись доброта и честность.

Настоящий казак всегда должен быть предельно собран, досконально подтянут и идеально опрятен.

Он должен иметь хорошую осанку, статную фигуру и бравую выправку,

достойную настоящего воина. Каждый казак умел абсолютно все: понимать язык птиц и животных, подражать им, искусно маскируя себя от глаз врага; затаивать дыхание и подолгу недвижимо сидеть под водой; проплывать километры на спине, дыша через соломинку; плести силки и сети; изготовлять нехитрую посуду и чинить одежду.

Самобытность казаков отражается и в их культуре. Отечественные зрители и слушатели составляют себе мнение об этом этническом сообществе на основании фильма «Кубанские казаки», песен Розенбаума и книги «Тихий Дон». Однако для того чтобы понять донскую душу, стоит прислушаться к старинным народным песням. Они являются ярким элементом казачьей культуры.

Песни донских казаков слушать нужно хотя бы для того, чтобы понять, насколько тесно эти традиции переплетены с фольклором малороссийских и южных русских регионов. Однако в этих песнях есть и уникальность, свойственная только донской культуре.

Суть народного творчества донских казаков как нельзя лучше отражает его определение — как «фольклор ремесленников военного дела». Он богат на суровые военные и походные песни, хотя есть в нем и немало других: плясовых, любовных, обрядовых, семейных и т.д. Нужно упомянуть и об устном фольклоре донских казаков: преданиях, былинах, поговорках, сказках. Особенность донского фольклора также заключается в том, что он очень тесно связан с обрядностью, с религией и с явлениями жизни: рождением, крещением, инициацией, свадьбой, проводами, обрядами ПОГРЕБЕНИЯ

Культура донских казаков сформировалась на базе христианских ценностей. Так, строго соблюдаются 10 заповедей, а также казачьи обычаи. Среди последних выделяется безоговорочное подчинение старшим, уважительное отношение к женщинам, гостям дома. Родители являлись для казаков основой мироздания, поэтому дети в казачьих семьях всегда обращались к отцу и матери исключительно на «Вы». А в присутствии человека, старшего по возрасту, запрещалось не только курить, но и сидеть.

Несмотря на то, что двор донских казаков всегда хлебосолен, а сами станичники очень позитивно относятся к застольям, пьянство в их среде строго осуждается. Напиться «СЛИШКОМ», Считается зазорным. Вместе с тем, редко какой праздник у донцов обходится без угощения, танцев и песен. А вот и еще одна сторона казачьих обычаев – гулянья исключительно мужской компанией, без женщин, ведение бесед. Видимо, связан такой обычай был с привычкой к долгим военным походам. В настоящее время эта традиция почти ушла в прошлое.

Несмотря на то, что двор донских казаков всегда хлебосолен, а сами станичники очень позитивно относятся к застольям, пьянство в их среде строго осуждается. Напиться «СЛИШКОМ», Считается зазорным. Вместе с тем, редко какой праздник у донцов обходится без угощения, танцев и песен. А вот и еще одна сторона казачьих обычаев – гулянья исключительно мужской компанией, без женщин, ведение бесед. Видимо, связан такой обычай был с привычкой к долгим военным походам. В настоящее время эта традиция почти ушла в прошлое.

Смотрины — церемония знакомства будущих мужа и жены. Будущие родственники приезжали в дом невесты, где заводились разговоры о ее красоте, достоинствах, о трудолюбии. После беседы родители звали дочь, которая должна была во всей красе предстать перед будущим мужем, проявляя при этом скромность, вежливость и гостеприимство. После смотрин невесту спрашивали, понравился ли ей жених.

Сватовство: сваты (представители семьи невесты и жениха) договаривались о выкупе и решали все организационные вопросы, в том числе и дату свадьбы. Сватовство обычно наступало через несколько дней после смотрин. С шутками-прибаутками, с поговорками, песнями и частушками входили в дом невесты сваты. За множеством символичных примет, в которые верили казаки, обязательно следила сваха. Она была подкована во всех вопросах и знала, что говорить, как отвечать, чтобы все прошло гладко. После рукобитья, когда все вопросы организации свадьбы уже решены, начиналось застолье и гулянка.

Во время венчания в храме молодые клялись перед Богом быть вместе всю жизнь. Свадьба обязательно проводилась с большим размахом, стол ломился настоящими кулинарными и гастрономическими изысками.

Впрочем, и сегодня донская кухня поражает своим многообразием блюд и напитков, приготовленных по старинным рецептам.

Традиции вкусной кухни и гостеприимства испокон веков живут на Дону.

Переступая порог куреня донской станицы, будьте уверены, что вы будете накормлены вкуснейшей ухой, жирным сазаном. Даже если гость будет нежданный, то у доброй хозяйки-казачки всегда найдется пара-тройка способов, как быстро накрыть стол. Хозяин дома, несомненно, преподнесет чарку вина, часто приготовленного по традиционному домашнему рецепту.

Настоящим донским блюдом считается уха, рецептов приготовления которой невероятное множество. Уха, которая готовилась в станице Елизаветинская на костре — обязательно с помидорами и «с дымком». Легенда гласит, что сам Николай II оценил это блюдо. Уху для императора, объезжавшего свои земли, готовил казак Василий Кедров. Его уха была известна во всей округе. Угощение очень понравилось царю, который не оставил без внимания казака и щедро наградил его золотой медалью за храбрость, проявленную в Японской войне.

Еще одна традиция- проводы казака на войну.

Защита родины — дело чести любого казака. Перед военным походом в храме обязательно проводился молебен. В дорогу каждый воин брал с собой горсть родной церковной земли. Родители благословляли сына, а жена подводила к мужу коня. Только приняв повод, казак прощался с родными. Сняв шапку и перекрестившись, он отправлялся воевать.

Смерть для казаков — естественное явление, в ней нет ничего ужасного. На девятый, сороковой дни и ежегодно в годовщину смерти усопшего поминают. В этот день пекут пирожки с капустой и сухофруктами, варят компот, готовят кутью.

Смерть на поле боя считалась для казака высшей наградой и божественной милостью.

В день памяти казаков, пострадавших за веру, Дон и Отечество, каждый год проводится поминальный молебен во всех храмах Войска Донского. О кровавых страницах истории казачьего народа безмолвно говорят курганы и памятники.

Традиции и заветы донских казаков живы до сих пор. Казачество по-прежнему уважает и соблюдает законы предков. А прикоснуться к уникальной во всех смыслах культуре и истории можно, посетив ежегодные события, такие как международный фестиваль казачьего фольклора «Нет вольнее Дона Тихого», «Пухляковская троица», традиционные игры донских казаков «Шермиции», этнографический праздник «Кружилинские толоки», международный литературно-фольклорный фестиваль «Шолоховская весна», фестиваль в казачьей станице «Песни над Чиром», гастрономический фестиваль «Донская уха», этнографический фестиваль донского виноградарства и виноделия «Донская лоза» и другие.

Рекомендательный список краеведческой литературы:

1.     Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)

Эта книга о казачьих обрядах, традициях, культуре, о вековых устоях, которые чтили наши предки и к которым сегодня современники проявляют «неизбывный» интерес. На протяжении веков казаки являлись опорой православия, защищали интересы России как внутри страны, так и за рубежом. Знаменитый казак Матвей Иванович Платов получил графское достоинство именно за боевые подвиги во славу отечества. Расхожее выражение «казаки дважды не присягают», несмотря на «казачью вольницу», актуально сегодня как никогда.

2. Донская и казачья кухня

В сборнике представлены более 350 малоизвестных рецептов приготовления блюд домашней кулинарии современной донской и старинной казачьей кухни. Овощные заготовки, оригинальные салаты и закуски, старинные казачьи рыбные супы и борщи, блюда из мяса и рыбы -рецепты большинства этих блюд записаны в разных донских станицах, хуторах, городах. А еще вы узнаете секреты красоты донских казачек, а также и о том, почему казаки не страдали от похмелья. Книга предназначена для широкого круга читателей.

3.      Лев Толстой: Казаки

В повести «Казаки» нашли отражение впечатления Толстого от его трехлетней службы на Кавказе. В 1851 году он отправился туда к старшему брату Николаю, офицеру действующей армии, и почти три года прожил в казацкой станице на берегу Терека. «Казаки» — по праву называют главным произведением Л. Н. Толстого 1850-х годов, над которым он работал, с перерывами, 10 лет (1853-1863). Главный герой повести, Дмитрий Оленин, близок автору и по духовному опыту, и по нравственным устремлениям. Как и Толстой, он оказывается на Кавказе в попытке начать новую жизнь, «в которой уже не будет больше ошибок, не будет раскаяния, а наверное будет одно счастье». Но вместо воображаемых по пути на Кавказ картин в духе русской романтической литературы герою повести предстояло увидеть настоящую жизнь и ощутить себя чужим в нетронутом цивилизацией мире.

4. Донское казачество позднеимперской эпохи. Земля. Служба. Власть. 2-я половина XIX в. — XX в

Автором рассмотрены наиболее спорные вопросы развития донского казачества во 2­й половине XIX — начале XX в эволюция казачьих привилегий; изменения  структуры  войскового, станичного и земского управления; эффективность казачьей службы и ее стоимость для государства и казачьей семьи. Отдельное внимание уделено описанию территории Донского войска, его войсковых и окружных границ.

5. Андрей Сизенко: Казачество России. Казачьи войска. Знаменитые атаманы. Уклад жизни

Начиная с середины XVI столетия, казачество играло в истории России значительную роль. На окраинах Великой империи образовывались, а иногда и искусственно создавались правительством такие вооруженные силы, которые успешно справлялись с внешними врагами, посягавшими на целостность государства. Задача казачества заключалась не только в военной мощи, но и в колонизации края. Несмотря на своеобразную кастовость казачьего сословия, в казачьих населенных пунктах проживали «иногородние», люди не православной веры, мещане, крестьяне и др. Для всех находилось место и разнообразные занятия. Главное, чтобы человек своим трудом приносил пользу обществу.

ЖДЕМ ВАС В БИБЛИОТЕКЕ!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аникин В.П. Русский фольклор.-М., 1987.-С.3-82.
  2. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М., 2001.
  3.  Аникин В.П. Теория фольклора. – М., 1996. – С.29-182.
  4. Бурняшев В.Г.  Гроза с Дона,  — г. Сальск, 2004 год
  5. Грут В., Курков Г. Военная энциклопедия казачества. М., «Яуза», «Эксмо», 2009 г.
  6. Данцев А.М.  Город на холме. Казачья столица : приметы прошлого. Новочеркасск. « НОК», 2005 г.
  7. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений. – М.,2002.-С.5-14.

Связанные изображения:

Яндекс.Метрика