«12 стульев» И. Ильф и Е. Петров

Добрый день, дорогие читатели! Рады видеть вам в рубрике «Читай, смотри», в которой мы рассматриваем книги и их экранизации. Сегодня главным героем нашей встречи будет роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев». Наверняка многие из Вас читали эту книгу и уж точно смотрели ее экранизацию.

И неудивительно, роман, написан почти век назад, а кажется, что совсем недавно. Его цитируют все, даже те, кто не прочел ни страницы текста и не смотрел ни одной экранизации, а их было уже немало. Остап Бендер, Великий комбинатор, стал персонажем нарицательным, и по всей России ему ставят памятники. История про то, как Бендер вместе со своим «напарником» Кисой Воробьяниновым пытаются найти бриллианты мадам Петуховой, спрятанные в одном из 12 стульев мебельного гарнитура, стала поистине «народной классикой».

О книге

Бывший богач, светский лев и «предводитель дворянства» Ипполит Воробьянинов после революции стал обычным делопроизводителем ЗАГСа в маленьком городе. Он не забыл еще своих прежних привычек и часто грезит о былой жизни. Однажды размеренный ход жизни оказывается нарушен — умирающая теща поведала Воробьянинову об огромном богатстве, во время революции спрятанном ею в один из стульев гостиного гарнитура. Он тут же бросается на поиски, вместе со встреченным им «великим комбинатором», мошенником и любителем денежных знаков Остапом Бендером. Сокровище найти будет нелегко, но обуянные страстью к богатству Бендер и Воробьянинов не остановятся ни перед чем…

Роман переиздавался в России почти 200 раз, он переведен на множество языков, хотя довольно сложно передать тот юмор, которым перенасыщена эта удивительная во всех смыслах книга. Книга, которая до сих пор так до конца и не разгадана: почему Валентин Катаев предложил этот сюжет двум малоизвестным журналистам родом из Одессы, есть ли у героев прототипы, кто скрывается за фигурой Остапа Бендера?
Возможно, эти загадки так навсегда и останутся загадками. А «заседание продолжается, господа присяжные заседатели»!

Интересные факты о создании романа

  • Идею романа подал старший брат Петрова и хороший друг Ильфа, к тому моменту уже известный писатель — Валентин Катаев.
  • Система работы Ильфа и Петрова над романом была отрегулирована весьма строго: как утверждал писатель Виктор Ардов, ни одна фраза не появлялась в рукописи без согласия обоих авторов; каждый из них обладал «правом вето» на то, чтобы опротестовать решение своего коллеги. При этом Ильф считал, что, если слово или предложение возникло у них в сознании одновременно, — от него лучше отказаться: «Значит, оно слишком близко лежало»
  • Изначально было запланировано, что Ильф и Петров пишут текст, а Валентин Катаев, к тому времени уже известный писатель, проходит по этому тексту «рукой мастера». Однако, ознакомившись с черновиком, Катаев сообщил, что в наставничестве его коллеги не нуждаются, потому что в произведении виден почерк «совершенно сложившихся писателей»

Экранизация

Легендарный роман «12 стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова в 1971 году экранизировал советский комедиограф Леонид Гайдай, а спустя пять лет — великий экспериментатор Марк Захаров. Комедии выдающихся режиссеров получились блестящими, и по сей день они остаются конкурентами.

«12 стульев» Леонида Гайдая

Премьера в кинотеатрах состоялась 21 июня 1971 года. Кинокартину признали одной из лучших работ Гайдая, наряду с другими его хитами, она также стала культовой. В этом фильме Остапа Бендера сыграл Арчил Гомиашвили, а роль Кисы Воробьянинова исполнил Сергей Филиппов. Известно, что на роль Остапа Бендера пробовалось более 20 человек, в том числе: Андрей Миронов, Николай Рыбников, Владимир Высоцкий, Валентин Гафт и многие другие именитые актеры. О малоизвестном на тот момент актере Арчиле Гомиашвили режиссер узнал от знакомых, которые рассказали, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок» Арчил Гомиашвили.

  • Первым, кто хотел экранизировать «12 стульев» был Георгий Данелия, из-за чего Леониду Гайдаю отказали в Госкино. Расстроенный режиссёр уже было готовился распрощаться с мечтой, но неожиданно Данелия отказался от экранизации — он перегорел идеей и подарил возможность Гайдаю.
  • Сцену с гарнитуром генеральши Поповой должны были снимать в Батуми на фоне шторма. Фильм уже был закончен, а шторм всё не начинался. Море взволновалось только в конце октября 1970 года, когда на улице было очень холодно. Во время съёмок этого эпизода Пуговкин подхватил радикулит.
  • Михаил Пуговкин почти без проб получил роль отца Федора. Но ждать его согласия пришлось около месяца. Дело том, что его мама была глубоко верующей женщиной, и актер беспокоился о ее реакции на такой спорный образ священнослужителя. В конце концов мама дала согласие.
  • Голосом Остапа в фильме говорит Юрий Саранцев, из-за сильного грузинского акцента Гомиашвили. За исключением нескольких эпизодов, где как-раз таки нужна была колоритная речь. За это Гомиашвили очень обиделся на Гайдая, они поссорились и не разговаривали несколько лет.

«12 стульев» Марка Захарова

В 1976 году вышел четырехсерийный фильм, снятый Марком Захаровым. Из-за того, что экранизация Захарова стала второй, она всегда сравнивалась с работой Гайдая, хотя сам Захаров не собирался сделать экранизацию лучше, чем у Гайдая, он хотел снять совсем другое кино. В первую очередь это отразилось на жанре фильма: если у Гайдая это комедия в классическом понимании, то Захаровым был снят музыкальный фильм с элементами комедии. Говоря о роли Остапа Бендера, Марк Захаров точно знал, что его Бендером будет забракованный Гайдаем Андрей Миронов. А Воробьяниновым — Анатолий Папанов, который также пробовался в «Двенадцать стульев».

  • Известно, что Гайдаю очень не понравилась экранизация Захарова. Когда состоялась премьера экранизации Захарова, Гайдай позвонил Гомиашвили, чтобы сказать: «Хотите увидеть уголовное преступление? Тогда включайте телевизор. Сейчас начнутся „12 стульев“, снятые Марком Захаровым…».
  • Фильм был полностью снят на студии, включая сцены на открытых пространствах. Режиссер был не очень доволен декорациями и называл их «некачественными и фанерными».
  • В обеих экранизациях «12 стульев» сыграли 10 актеров, среди них: Савелий Крамаров, Георгий Вицин, Эдуард Бредун и другие.
  • Во время съемок Актриса Любовь Полищук повредила позвоночник — Андрей Миронов должен был уронить ее на матрас во время танго, но актриса упала на пол.

Споры о том, какая киноверсия лучше идут и по сей день. Кому-то ближе двухсерийная постановка Леонида Гайдая, другим — четырехсерийная Захарова. Но поклонники обоих фильмов наверняка сходятся в том, что историю о «великом комбинаторе» нужно прочитать каждому!

Спасибо за внимание!

Мероприятие подготовила Кононова П.А. — библиотекарь.

Связанные изображения:

Яндекс.Метрика