Литературные встречи «Ароматы вишневого сада»

«В рас­ска­зах Че­хо­ва нет ни­че­го та­ко­го, че­го не бы­ло бы в дей­стви­тель­но­сти. Страш­ная си­ла его та­лан­та имен­но в том, что он ни­ко­гда ни­че­го не вы­ду­мы­ва­ет от се­бя, не изоб­ра­жа­ет то­го, че­го нет на све­те…»

(А. М. Горь­кий)

Здравствуйте, дорогие читатели нашего блога !

29 января – знаменательная дата! Родился за­ме­ча­тель­ный рус­ский  пи­са­те­ль А. П. Че­хов­! Ин­те­рес к твор­че­ству  нашего земляка так же, как  и  к его жиз­ни, ве­лик. Че­хов – это тро­га­тель­ная стра­ни­ца рус­ской куль­ту­ры, неж­ной и изящ­ной, ко­то­рой мы спра­вед­ли­во гор­дим­ся как дра­го­цен­ным и не­отъ­ем­ле­мым до­сто­я­ни­ем рус­ско­го ду­ха и рус­ско­го на­род­но­го ге­ния. Каж­дый рас­сказ или пье­са пи­са­те­ля – это на­по­ми­на­ние о чем-то очень до­ро­гом и нуж­ном, бес­ко­неч­но близ­ком, пусть да­же и не­воз­врат­ном. Интересно, что Антон Павлович Чехов является одним из самых известных авторов, пьесы которых ставились наибольшее количество раз во всем мире

В  творчестве  Чехова есть общая закономерность:  движения  человеческой

души  пробуждают далекое эхо в природе, и чем живее душа, чем сильнее

порыв к воле, тем звонче отзывается это эхо — в «Агафье»,  «Ведьме»,

«Шуточке», в рассказе «На пути», в «Черном монахе», «Скрипке Ротшильда»

 — всюду, во всем пространстве  чеховского творчества, до последней сцены

«Вишневого сада». Если персонаж не умер при жизни, как Очумелов,  как

 Пришибеев, Чимша-  Гималайский и Беликов, стремление к воле рано или

поздно просыпается в нем, дает ему крылья, и тогда возникают «Дом с мезонином», «О любви», «Дама с собачкой», «Невеста», и Яков Иванов задумывается над странным порядком, когда от жизни человеку одни убытки, а от смерти польза; и когда он играет на скрипке, то ему вспоминается широкая река, синий бор, от которого теперь ничего уже не осталось, и в воображении проносятся стаи белых гусей, таких же вольных, как те необыкновенно красивые олени, которые промчались перед глазами доктора Рагина в финале «Палаты № 6».

Среди последних написанных рукою Чехова строк было и это, полное олицетворений, обращение к саду: «Неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов…» Содержательность чеховских обращений к природе в «Вишневом саде» очевиднее, чем где бы то ни было еще, как будто Чехов и в самом деле «ветвями и травами пишет людей». В той же сцене, всего лишь страницею выше, идет пошловатый, заимствованный из пустого романа безличный монолог Гаева:  « О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная. Ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живешь и разрушаешь…»

Слово «сад» у Чехова (как, впрочем, и в нашем языке и, наверное, во всех языках мира) символизирует работу, движение, долгую мирную жизнь, идущую от прадедов к правнукам. Кто же станет копать землю и выхаживать саженцы в расчете на один только свой краткосрочный век, без мысли о наследниках и потомках?

Вишневый сад — один из сложнейших символов нашей литературы, обращенный к нашей душевной памяти, ко всем значениям, какие имеют в русском языке эти слова и сочетания слов: сад, вишневый цвет, красные вишни на солнце в листве, вишневые сережки; но также — зори и росы, дожди и радуги, гудение пчел и голоса птиц — вообще все поэтические ассоциации, какие только можно вообразить, вспомнить или представить себе до последней фразы: «Слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Вишневый сад в этой пьесе — меньше всего декорация, на фоне которой философствуют, мечтают и торгуются персонажи. Сад — олицетворение ценности и смысла жизни на земле, где каждый новый день вечно ответвляется от минувшего, как молодые побеги идут от старых стволов и корней.

Некоторые книги ,которые имеются в нашей библиотеке, мы представляем вам.

Два чувства дивно близки нам.

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,

По воле Бога  Самого,

Самостоянье человека,

Залог величия его.

Животворящая святыня!

Без них душа была б пуста.

Без них наш тесный мир-пустыня,

Душа-алтарь без божества.

А. С. Пушкин.

Посаженный Чеховым сад в Ялте был предметом особой гордости и заботы. Он был посажен по принципу «вечная весна», то есть каждое растение цвело в определенное время. Растения цвели круглый год. Сад — символ добра, человечности, уверенности в завтрашнем дне, это слово заключает в себе только положительный смысл и не имеет в нашем языке никаких отрицательных значений. И напротив, такие словосочетания, как «ударить по дереву топором», «подрубить корни», «растоптать цветок» выражают высшую степень безнравственности и безрассудства.

Читайте классику!  

Ждем вас в библиотеке!

Материал подготовила и разместила библиотекарь Куприхина Л. А.

Связанные изображения:

Яндекс.Метрика