Исторический калейдоскоп «Вождь народов и писатели: большой террор через призму советской литературы»

Здравствуйте, гости нашего блога!

В сегодняшнем нашем мероприятии раскроем тему отношений Сталина и писателей. Однозначного мнения, положительный персонаж вождь или нет, тогда и сейчас придерживались лишь писатели и поэты, ведь именно в годы правления Сталина судьбы выдающихся, великих гениев той эпохи переживали самые острые сюжеты, вытекающие в психологическую драму и трагедию… И образ вождя был для каждого из них отнюдь не героическим.

Бенедикт Михайлович Сарнов – известный советский/российский русский критик и литературовед, автор многих книг, посвященных творчеству русских писателей ХХв. Многим, вероятно, он известен как соавтор (совместно с С.Рассадиным) радиопередачи (а потом и книг) «В стране литературных героев».

В 2008-2011 гг. Сарнов выпустил четыре книги о взаимоотношениях Сталина и самых известных наших писателей (поэтов). Каждому из 18 героев этого цикла посвящена отдельная глава, в которой описаны их взаимоотношения с Главным читателем. Но не все из героев книг Сарнова – типичные советские писатели.  Всего нескольких персонажей из 18-ти можно отнести к этой категории: М.Шолохова, А.Н.Толстого, К.Симонова, А.Фадеева, И.Эренбурга, Д.Бедного, Б.Пильняка. Значительная часть героев этого цикла находилась где-то на перепутье между различными типами: русскими писателями (поэтами), которые творили для публики, и советскими, адресующими свои тексты лишь одному Главному читателю. Кое-кто из литераторов не сумел удавить в себе русского писателя, так и не влившись в стройные ряды сталинских зомби (Е.Замятин, А.Платонов, М.Зощенко, И.Бабель, Н.Эрдман). Некоторые словно родились советскими писателями (Д.Бедный, А.Фадеев, Б.Пильняк, К.Симонов), другим перерождение далось с необыкновенной легкостью (А.Толстой, И.Эренбург), а третьим пришлось по-настоящему ломать себя, чтобы полюбить Старшего брата (О.Мандельштам, М.Булгаков, А.Ахматова), да и то есть сомнение, что их преображение не было формальным (особенно у Ахматовой).

В каждой из глав книги Бенедикта Сарнова «Сталин и писатели» разворачивается сюжет острой психологической драмы, в иных случаях ставшей трагедией. Отталкиваясь от документов и опираясь на них, расширяя границы документа, автор подробно рассматривает «взаимоотношения» со Сталиным тех писателей, на чью судьбу наложило свою печать чугунное сталинское слово. В начале каждой истории – компактная подборка архивных документов: письма, докладные записки, протоколы, доносы – все, что оставалось за кадром официальной советской истории литературы. Далее следует подробный рассказ о том, что предшествовало, сопровождало и чем закончилось каждый из документов.

В предисловии к первой книге автор сообщал, что в его план входит рассмотрение по меньшей мере двадцати таких сюжетов. Но сюжеты эти оказались такими объемными, что первую книгу составили только шесть глав из задуманных автором двадцати: «Сталин и Горький», «Сталин и Маяковский», «Сталин и Пастернак», «Сталин и Мандельштам», «Сталин и Демьян Бедный», «Сталин и Эренбург». Сюжеты, составившие вторую книгу, оказались еще более объемными, и поэтому в ней только четыре главы: «Сталин и А.Н.Толстой», «Сталин и Зощенко», «Сталин и Булгаков», «Сталин и Ахматова».

Третий том книги Бенедикта Сарнова «Сталин и писатели» — как и второй том той же книги — состоит из четырех глав: «Сталин и Шолохов», «Сталин и Пильняк», «Сталин и Замятин», «Сталин и Платонов».
Эти четыре сюжета не менее — а в иных случаях и более — драматичны, чем те, с которыми читатель столкнулся в первых двух книгах трехтомника.
В главе «Сталин и Шолохов» Б. Сарнов включается в давние, а в последние годы с новой силой вспыхнувшие споры о том, кто был автором «Тихого Дона». Но его тут интересует не столько сама эта проблема, сколько отношение к ней Сталина: ведь именно Сталин пресек все «сплетни» о плагиате и «назначил» автором этой великой книги молодого Шолохова.

Четвертый том книги Бенедикта Сарнова «Сталин и писатели» по замыслу автора должен стать завершающим. Он состоит из четырех глав: «Сталин и Бабель», «Сталин и Фадеев», «Сталин и Эрдман» и «Сталин и Симонов».
Заключает том короткое авторское послесловие, подводящее итог всей книге, всем ее четырем томам.

В нашем Библиотечно-информационном центре имени Ю.А. Гагарина есть первые две части.

Предлагаю вам посмотреть 1 часть диалога Г. Цеплакова с доктором исторических наук Юрием Жуковым: «Как выстраивались отношения между советской властью и писателями в годы революции и в 20-е годы?».

Мероприятие подготовила Любанова М.Е.

Связанные изображения:

Яндекс.Метрика