Краеведческие посиделки
Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня на нашем мероприятии мы поговорим о народном песенном творчестве на Дону. Вы узнаете о традициях песни, какими сюжетами они наполнены. Какое песенное творчество использовал Михаил Шолохов в произведении «Тихий Дон».
Среди многочисленных произведений русского народного творчества почетное место занимают былины. Термин «былина» был введен в начале XIX века, и, по мнению исследователей, термин был результатом неверного прочтения «Слова о полку Игореве»: «Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню» («былинамь» здесь — это то, что на самом деле было).
Исполнители былин называли эти произведения «старинами» или «старинками». В рукописных сборниках XVII — начала XIX века тексты типа былин именовались «гисториями» или «повестями» о богатырях, «древними российскими стихотворениями»; критики называли их также «сказками в стихах», «поэмами в сказочном роде».
На Дону былины поются, как и всякая песня, группой певцов, хоровым порядком. При этом каждая былина передается особым напевом широкомелодийного характера, не повторяющимся в другой былине, и, как правило, в несколько раз пространнее северного. Поэтому большая напевность и многоголосность донской былины должны были привести к значительному ограничению количества стихов. И если для северной былины основное заключено в словесном тексте, на который направлено все внимание сказителя и собирателя, то в донской былине основное место принадлежит напеву, теснейшим образом связанному с текстом, и без этого напева для казака-песенника не существует ни былины, ни песни вообще.
Жизнь и деятельность русских богатырей созвучны исторически сложившемуся быту и деятельности донских казаков. Подвиги былинных героев всегда были близки и понятны рядовому казаку, поэтому на Дону оказалась и благоприятная почва для сохранения и передачи от поколения к поколению лучших произведений русского народного творчества.
В силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, казачья культура на протяжении веков впитала в себя традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп. Результатом этого многовекового развития явилось то, что в традиционной песенной культуре донских казаков мы можем, с одной стороны, найти много схожего в бытовании музыкального фольклора с традициями южнорусских областей России и, отчасти украинской культурой, а, с другой стороны, выделить черты, присущие только донской казачьей песне.
Михаил Шолохов
Важной отличительной особенностью является то, что песенная традиция донских казаков долгое время была исключительно мужской привилегией. Это отразилось в тематике большинства песен, в чисто мужской манере исполнения, особой тональности. Умение «играть песни» было у казаков распространённым, поэтому и форма вокализации — волевая, решительная, отрывисто-эмоциональная. Исполнители казачьих песен признаются в том, что и, напевая в одиночку, они слышат песню в многоголосном распеве. Слуховой охват всех голосов- показатель мастерства поющего. Обладатели такого слухового опыта не «играют за следом», а сразу «находят свою точку», берут «повыше» или «пониже».
Наряду с этими исполнительскими приемами пению донских казаков присуще и уникальные черты. С музыкальной стороны они характеризуются, в первую очередь, протяженностью — одним из высоко оцениваемых качеств, воплощающее неограниченность пространства «песня казачия — чтоб ни конца, ни краю». Былины, исторические песни, предания – ведущие жанры устного народного творчества X-XV вв. Подлинные записи их фольклорных текстов сделаны лишь в XVII веке.
Песни казаков о Доне исполнены красоты, силы, благородства и подчёркнутого ритма. Помутневший, взволновавшийся, помелевший, возмущенный, скованный берегами Дон служит в песнях символом неудачного похода, гибели казаков, возмущения народных масс. Обращаясь в песнях к Дону, казаки ласково называют его «батюшка, православный Дон Иванович».
Большой знаток и ценитель казачьей культуры Михаил Александрович Шолохов: «Пели ее всегда в три-четыре голоса. Над густыми басами, взлетывая, трепетал редкой чистоты и силы тенор подголоска — «дишкант». Басы еще не обрывали последние слова, а подголосок уже взлетывался над ними, и звуки, трепеща, как крылья белогрудого стрепета в полете, торопясь, звали за собой».
Михаил Александрович Шолохов большое внимание уделяет в своем романе различным жанрам фольклора, особенно песне. Заглавие романа «Тихий Дон» и эпиграф к первой книге взяты писателем из старинной казачьей песни «Дон после войны»:
Не сохами-то славная землюшка наша распахана…
Распахана наша землюшка лошадиными копытами,
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами.
Ой ты, наш батюшка тихий Дон!
Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?
Ах, как мне, тиху Дону, не мутну течи!
Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют,
Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит.
Второй эпиграф — начало старинной казачьей песни семейного характера приведен писателем к третьей книге романа «Тихий Дон»:
Как ты, батюшка, славный тихий Дон,
Ты кормилец наш, Дон Иванович,
Про тебя лежит слава добрая,
Слава добрая, речь хорошая,
Как, бывало, ты все быстер бежишь,
Ты быстер бежишь, все чистехонек,
А теперь ты, Дон, все мутен течешь,
Помутился весь сверху донизу.
Речь возговорит славный тихий Дон:
«Уж как-то мне все мутну не быть,
Распустил я своих ясных соколов,
Ясных соколов — донских казаков.
Размываются без них мои круты бережки,
Высыпаются без них косы желтым песком.
Песни в «Тихом Доне» Шолохов приводит целиком очень редко. Чаще всего он творчески использует отдельные отрывки, необходимые в том или другом случае, в зависимости от развития сюжета. Расположились ли казаки па привале у костра или на отдыхе во время полевых работ, или собрались на вечеринке, на свадьбе — всюду песни.
В советской литературе, пожалуй, нет ни одного писателя, который бы использовал так много песен в своих произведениях, как Шолохов. Богатый подбор казачьих песен, высокое мастерство их включения в авторский текст и органическая связь с ним — все это усиливает роль песни в эпопее и, наряду с другими художественными средствами, придает ей подлинно народный характер. Приведем здесь лишь несколько текстов песен из романа.М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Книга первая. Часть вторая. Глава XVIII
Распевал давнишнюю казачью песню о Польше, сложенную еще в 1831 году. С ним за столом сидели приятели и братья, пришедшие проводить служивого, глотали водку до обеда, подпевали:
Рассказывают голоса нехитрую повесть казачьей жизни, и тенор-подголосок трепещет жаворонком над апрельской талой землей:
Казак, умирая, просил и молил
Насыпать курган ему большой в головах.
Вместе с ним тоскуют басы
Пущай на том на кургане калина родная
Растет и красуется в ярких цветах.
У другого огня — реже народу и песня иная:
Ах, с моря буйного да с Азовского
Корабли на Дон плывут.
Возвертается домой
Атаман молодой.
Книга первая. Часть третья. Глава XXIV
В ночь на 4 ноября Григорий Мелехов пришел в Нижне-Яблоновский, первый от станции казачий хутор Вешенского юрта. До имения Ягодного оставалось несколько десятков верст. Григорий, будоража собак, шагал мимо редких дворов; за приречными вербами молодые ребячьи голоса вели песню:
А из-за леса блестят копия мечей.
Едет сотня казаков-усачей.
Попереди офицер молодой,
Ведет сотню казаков за собой.
Сильный, чеканно-чистый тенор заводил:
За мной, братцы, не робей, не робей!
Дружные, спевшиеся голоса лихо подхватывали:
На завалы поспешай поскорей.
А кто первый до завалов добежит,
Тому честь, и крест, и слава надлежит.
Неизъяснимо родным, теплым повеяло на Григория от знакомых слов давнишней казачьей и им не раз игранной песни. Щиплющий холодок покалывал глаза, теснил грудь. Жадно вдыхая горький кизечный дым, выползавший из труб куреней, Григорий проходил хутор, — вслед ему неслось:
На завалах мы стояли, как стена.
Пуля сыпалась, летела, как пчела.
А и что это за донские казаки —
Они рубят и сажают на штыки.
Книга вторая. Часть четвертая. Глава II
Коренным образом изменились казаки по сравнению с прошлыми годами. Даже песни — и те были новые, рожденные войной, окрашенные черной безотрадностью. Вечерами, проходя мимо просторного заводского сарая, где селилась сотня, Листницкий чаще всего слышал одну песню, тоскливую, несказанно грустную. Пели ее всегда в три-четыре голоса. Над густыми басами, взлетывая, трепетал редкой чистоты и силы тенор подголоска:
Ой, да разродимая моя сторонка,
Не увижу больше я тебя.
Не увижу, голос не услышу
На утренней зорьке в саду соловья.
А ты, разродимая моя мамаша,
Не печалься дюже обо мне.
Ведь не все же, моя дорогая,
Умирают на войне.
Листницкий, останавливаясь, прислушивался и чувствовал, что и его властно трогает бесхитростная грусть песни. Какая-то тугая струна натягивалась в учащающем удары сердце, низкий тембр подголоска дергал эту струну, заставлял ее больно дрожать. Листницкий стоял где-нибудь неподалеку от сарая, вглядывался в осеннюю хмарь вечера и ощущал, что глаза его увлажняются слезой, остро и сладко режет веки.
Еду, еду по чистому полю,
Сердце чувствует во мне,
Ой, да сердце чует, оно предвещает —
Не вернуться молодцу домой.
Басы еще не обрывали последних слов, а подголосок уже взметывался над ними, и звуки, трепеща, как крылья белогрудого стрепета в полете, торопясь, звали за собой, рассказывали:
Просвистела пуля свинцова́я,
Поразила грудь она мою.
Я упал коню своему на шею,
Ему гриву черну кровью обливал…
За время стоянки на отдыхе единственный раз услышал Листницкий подмывающие, бодрящие слова старинной казачьей песни. Совершая обычную вечернюю прогулку, он шел мимо сарая. До него донеслись полухмельные голоса и хохот. Листницкий догадался, что каптенармус, ездивший в местечко Незвиску за продуктами, привез оттуда самогонки и угостил казаков. Подвыпившие житной водки казаки о чем-то спорили, смеялись. Возвращаясь с прогулки, Листницкий еще издали услышал мощные раскаты песни и дикий, пронзительный, но складный присвист:
На войне кто не бывал,
Тот и страху не видал.
День мы мокнем, ночь дрожим,
Всею ноченьку не спим.
«Фи-ю-ю-ю-ю-ю-ю! Фи-ю-ю-ю-ю-ю-ю! Фю-ю-ю!» — сплошной вибрирующей струей тек, спиралью вился высвист, и, покрывая его, гремело, самое малое, голосов тридцать:
В чистом поле страх и горе
Каждый день, каждый час.
Какой-то озорник, видно из молодых, оглушительно и коротко высвистывая, бил по деревянному настилу пола вприсядку. Четко раздавались удары каблуков, заглушаемые песней:
Море Черное шумит,
В кораблях огонь горит.
Огонь тушим,
Турок душим,
Слава донским казакам!
Листницкий шел, непроизвольно улыбаясь, норовя шагать в такт голосам. «Быть может, в пехотных частях не так резко ощущается эта тяга домой, — думал он. Но рассудок подсовывал холодные возражения: — А в пехоте разве иные люди? Несомненно, казаки болезненней реагируют на вынужденное сиденье в окопах — по роду службы привыкли к постоянному движению. А тут в течение двух лет приходится отсиживаться или топтаться на месте в бесплодных попытках наступления. Армия слаба, как никогда. Нужны сильная рука, крупный успех, движение вперед — это встряхнуло бы. Хотя история знает такие примеры, когда в эпоху затяжных войн самые устойчивые и дисциплинированные войска расшатывались морально. Суворов — и тот испытал на себе… Но казаки будут держаться. Если и уйдут, то последними. Все же это — маленькая обособленная нация, по традиции воинственная, а не то что какой-либо фабричный или мужицкий сброд».
Словно желая разубедить его, в сарае чей-то надтреснутый ломкий голос затянул «Калинушку». Голоса подхватили, и Листницкий, уходя, слышал все ту же тоску, перелитую в песнь:
Офицер молодой богу молится.
Молодой казак домой просится:
— Ой, да офицер молодой,
Отпусти меня домой,
Отпусти меня домой
К отцу,
К отцу, матери родной.
К отцу, матери родной
Да к женёнке молодой.
Книга вторая. Часть четвертая. Глава VIII
При огне веселее подняли песню:
Конь боевой с походным вьюком
У церкви ржет, когой-то ждет.
В ограде бабка плачет с внуком.
Жена-молодка слезы льет.
А из дверей святого храма
Казак в доспехах боевых идет,
Жена коня ему подводит,
Племянник пику подает…
В соседнем вагоне двухрядка, хрипя мехами, резала «казачка». По дощатому полу безжалостно цокотали каблуки казенных сапог, кто-то дурным голосом вякал, голосил:
Эх вы, горьки хлопоты,
Тесны царски хомуты!
Казаченькам выи труть —
Ни вздохнуть, ни воздохнуть.
Пугачев по Дону кличет,
По низовьям голи зычет:
«Атаманы, казаки!..»
Второй, заливая голос первого, верещал несуразно тонкой скороговоркой:
Царю верой-правдой служим,
По своим жалмеркам тужим.
Баб найдем — тужить не будем.
А царю… полудим,
Ой, сыпь! Ой, жги!..
У-ух! Ух! Ух! Ха!
Ха-ха-хи-хо-ху-ха-ха!
Королев зажал в кулаке черный слиток завшивевшей бороды, на минуту закрыл глаза и, отчаянно махнув поводьями, кинул первые слова:
Ой, да возвеселитесь, храбрые донцы-казаки…
Сотня, словно разбуженная его напевным вскриком, рявкнула:
Честь и славою своей!
— и понесла над мокрым лесом, над просекой-дорогой:
Ой, да покажите всем друзьям пример,
Как мы из ружей бьем своих врагов!
Бьем, не портим боевой порядок.
Только слушаем один да приказ.
И что нам прикажут отцы-командиры,
Мы туда идем — рубим, колем, бьем!
Книга вторая. Часть четвертая. Глава XV
Ночь пришла пасмурная. С залива дул сырой, пронизывающий ветер. На путях, в вагонах глухо переговаривались казаки, да копытили деревянные полы лошади, обеспокоенные паровозными гудками. В хвосте эшелона молодой казачий голос пел, жаловался в темноте неведомо кому:
Прощай ты, город и местечко,
Прощай, родимый хуторок!
Прощай ты, девка молодая,
Ой, да прощай, лазоревый цветок!
Бывало, от зари до зорьки
Лежал у милки да на руке,
А и эх, теперя от зари до зорьки
Стою с винтовкою в руке…
Заключение
Обращение к песне как живительному источнику народной мудрости позволило автору донести до читателя на психологическом уровне идею безнравственности любых войн и революций, разрушающих привычный семейный уклад, переполняющих Дон вдовьими слезами.