Информационный час «Гений и горе: жизнь и судьба Константина Циолковского» К празднику российской науки

Дорогие друзья! Поздравляю вас с Днём российской науки!

В рамках социального сотрудничества, предлагаю вам подготовленный мною информационный час, посвященный Дню российской науки, о выдающемся ее представителе, крупнейшем ученом в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, подлинном новаторе в науке — Э.К. Циолковском.

Великие учёные, исследователи, просветители, составляющие славу и гордость нашей страны, оказали огромное влияние на всю историю человечества. Михаил Ломоносов и Иван Павлов, Дмитрий Менделеев и Константин Циолковский…. – эти имена знает весь мир. Благодаря русской научной мысли сформулирован закон массы вещества, открыта периодическая система химических элементов, первый искусственный спутник выведен на околоземную орбиту, совершён первый полёт человека в космос, введена в эксплуатацию первая атомная станция, построен ядерный щит страны.

Сразу же хочу познакомить вас, ребята, с книгами о Константине Эдуардовиче Циолковском, которые есть у нас в библиотеке. Думаю, вам будет интересно их прочесть, побывав на нашем информационном часе..

Космодемьянский, Аркадий Александрович.К.Э. Циолковский : Пособие для учащихся. — М. : Просвещение, 1980. -144 с. : ил. ; 20 см. — (Люди науки).

Ткаченко, Александр.Циолковский. Путь к звездам : [для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста] / Александр Ткаченко ; художник: Ольга Громова. -4-е издание. — Москва : Издательство»Настя и Никита», 2020. — 22, [2] с. :цв. ил. ; 27 см. — (Серия «Настя и Никита» ; вып. 126).

Родился великий ученый 5(17) сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии в семье лесничего Эдуарда Игнатьевича Циолковского.  Семья была большая – 13 детей. 

Костя Циолковский рос смышленым, любознательным и впечатлительным ребенком. Уже в эти годы формировался характер будущего ученого – самостоятельный, настойчивый и целеустремленный. «Я думаю, что получил соединение сильной воли отца с талантливостью матери», – писал впоследствии Циолковский. 

В возрасте девяти лет, катаясь на санках, Костя простудился и заболел скарлатиной, в результате осложнения он почти полностью потерял слух. Мальчик не смог учиться в школе, выбыл из третьего класса Вятской мужской гимназии и вынужден был заниматься самостоятельно. 

Он учился дома, поэтому рос очень замкнутым ребенком. Костя занимался по учебникам своих братьев, изучал книги из библиотеки отца. С 14 лет он начинает серьезно увлекаться точными науками. 

В возрасте девяти лет, катаясь на санках, Костя простудился и заболел скарлатиной, в результате осложнения он почти полностью потерял слух. Мальчик не смог учиться в школе, выбыл из третьего класса Вятской мужской гимназии и вынужден был заниматься самостоятельно. 

Он учился дома, поэтому рос очень замкнутым ребенком. Костя занимался по учебникам своих братьев, изучал книги из библиотеки отца. С 14 лет он начинает серьезно увлекаться точными науками. 

Из воспоминаний ученого: «Отец вообразил, что у меня технические способности, и меня отправили в Москву. Но что я мог там сделать со своей глухотой! Какие связи завязать? Без знания жизни я был слепой в отношении карьеры и заработка. Я получал из дома 10 – 15 рублей в месяц. Питался одним черным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато покупал книги, трубки, ртуть, серную кислоту и прочие химические реактивы для опытов».

Три года самостоятельных целеустремленных занятий в библиотеке Румянцевского музея обогатили юношу знаниями в области математики, физики и астрономии. 

Под руководством Н. Федорова Константин Циолковский много занимался и после возвращения из Москвы осенью 1879 года экстерном сдал экзамен в Рязанской гимназии на звание учителя народных училищ, после чего, спустя три месяца, получил назначение в небольшой городок Боровск Калужской губернии. 

Три года самостоятельных целеустремленных занятий в библиотеке Румянцевского музея обогатили юношу знаниями в области математики, физики и астрономии. 

Под руководством Н. Федорова Константин Циолковский много занимался и после возвращения из Москвы осенью 1879 года экстерном сдал экзамен в Рязанской гимназии на звание учителя народных училищ, после чего, спустя три месяца, получил назначение в небольшой городок Боровск Калужской губернии. 

Три года самостоятельных целеустремленных занятий в библиотеке Румянцевского музея обогатили юношу знаниями в области математики, физики и астрономии. 

Под руководством Н. Федорова Константин Циолковский много занимался и после возвращения из Москвы осенью 1879 года экстерном сдал экзамен в Рязанской гимназии на звание учителя народных училищ, после чего, спустя три месяца, получил назначение в небольшой городок Боровск Калужской губернии. 

Циолковский в Боровске

В Боровске Константин Циолковский проработал 12 лет и в 1892 году был переведен в Калугу. В этом городе и прошла вся его дальнейшая жизнь. Здесь он преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище, а все свободное время посвящал научной работе. Многие годы семье пришлось жить на частных квартирах, прежде чем удалось приобрести на окраине города небольшой домик. Не имея средств на покупку приборов и материалов, он все модели и приспособления для опытов делал собственными руками. 

Вскоре в Петербурге заинтересовались одаренным и неординарным учителем, его работа «Механика животного организма» обратила на себя внимание, и Циолковский был избран действительным членом Русского физикохимического общества. Эта работа заслужила положительные отзывы крупнейших ученых того времени химика и педагога Дмитрия Ивановича Менделеева и физика Александра Григорьевича Столетова. 

Александр Столетов познакомил Циолковского со своим учеником Николаем Егоровичем Жуковским, после чего Циолковский стал заниматься механикой управляемого полета. Ученый построил на чердаке своего дома примитивную аэродинамическую трубу, на которой производил опыты с деревянными моделями. 

Накопленный им материал был положен в основу проекта управляемого аэростата. Так Константин Циолковский назвал дирижабль

После дирижабля Константин Эдуардович Циолковский перешел к исследованию аэродинамики самолета. Он детально исследовал влияние формы крыла на величину подъемной силы и вывел соотношение между сопротивлением воздуха и необходимой мощностью двигателя самолета. Эти работы были использованы Николаем Жуковским при создании теории расчета крыла. 

За работой на чердаке своего дома.

Открытия ученого долгое время оставались неизвестными большинству специалистов. Его деятельность не встречала необходимой поддержки. 

У него была большая семья (семь детей) и маленькое жалованье. И жизнь была трудной, иногда попросту голодной, и немало было в ней горя и слез, лишь две дочери пережили отца, горькой чашей испытаний не обнесла его судьба. 

За все свои труды до октябрьских событий 1917 года он получил 470 рублей от Императорской академии наук. Революция улучшила положение Константина Циолковского. 

После Октябрьской революции 1917 Циолковский работал над созданием теории полета реактивных самолетов, изобрел свою схему газотурбинного двигателя. В 1919 году Циолковский был избран в социалистическую Академию (будущую Академию наук СССР), а 9 ноября 1921 год ученому была дарована пожизненная пенсия за заслуги перед отечественной и мировой наукой.

Вскоре после этого, в 1924 Циолковский был избран почетным профессором Академии воздушного флота им. А. Е. Жуковского.

Научная деятельность занимала все свободное время Циолковского, но основной в течение многих лет все же была учительская работа. Его уроки вызывали у учащихся интерес, давали им практические навыки, знания. Только лишь в ноябре 1921 года в возрасте 64 лет Циолковский оставил педагогическую работу.

В 1927 Циолковский опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке. В 1929 опубликовал работу «Космические ракетные поезда», в которой изложил теорию особого вида составных ракет – прообраза современных многоступенчатых ракет. Он первым разработал идею ракеты – искусственного спутника Земли и изучил условия жизни и работы его экипажа. Считал, что внеземные станции должны быть промежуточными базами на пути дальнейшего проникновения человека в космос.

В 1926 – 1929 годы Константин Циолковский решает практический вопрос: сколько же нужно взять топлива в ракету, чтобы получить скорость отрыва и покинуть Землю? Константину Эдуардовичу удалось вывести формулу, которая называется формулой Циолковского. 

Ученый нашел оригинальный выход – ракетный поезд, многоступенчатый межпланетный корабль. Он состоит из многих ракет, соединенных между собой. В передней ракете, кроме топлива, находятся пассажиры и снаряжение. Ракеты работают поочередно, разгоняя весь поезд. Когда топливо в одной ракете выгорит, она сбрасывается, при этом удаляются опустошенные баки и весь поезд становится легче. Затем начинает работать вторая ракета и т. д. Передняя ракета, как по эстафете, получает скорость, набранную всеми предыдущими ракетами. 

Любопытно, что, не имея практически никаких приборов, К. Циолковский рассчитал оптимальную высоту для полета вокруг Земли – это промежуток от трехсот до восьмисот километров над Землей. Именно на этих высотах и происходят современные космические полеты. 

За «Особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР» Циолковский в 1932 награжден орденом Трудового Красного Знамени. Вручение ордена состоялось в Кремле 27 ноября 1932 года. Принимая орден, Циолковский сказал: «Я могу отблагодарить Правительство за эту высокую награду только своими трудами. Благодарить словами не имеет никакого смысла». В этом же году Циолковскому исполнилось 75 лет. 

Циалковкому 75 лет. За работой

В настоящее время труды Циолковской получили мировое признание. Его исследования и идеи, подтвержденные всей практикой современной космонавтики, широко используются при разработке различных космических проектов.

К. Э. Циолковский явился также первым идеологом и теоретиком освоения человеком космического пространства, конечная цель которого представлялась ему в виде полной перестройки биохимической природы порожденных Землей мыслящих существ. В связи с этим он выдвигал проекты новой организации человечества, в которых своеобразно переплетаются идеи социальных утопий различных исторических эпох. 

Кроме того, Циолковский – автор ряда научно-фантастических произведений, а также исследований в других областях знаний: лингвистике, биологии и др. 

Вклад К. Э. Циолковского в мировую науку был высоко оценен. Накануне 100-летия со дня рождения Циолковского в 1954 АН СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского «3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». В Калуге и Москве сооружены памятники ученому; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт, школа в Калуге, Московский авиационно-технологи-ческий институт. Именем Циолковского назван кратер на Луне. 

Сам Константин Эдуардович говорил о своей жизни так: «Основной мотив моей жизни: сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед.

Уважаемые читатели, предлагаем вам еще раз пройтись по вехам жизни и деятельности выдающегося ученого К. Э. Циолковского.

Спасибо за просмотр!

Материал подготовила и разместила на блоге Назарян И.С.

Связанные изображения:

Яндекс.Метрика